Уголовка за рекламу, штраф за «мы в соцсетях»

Галина
Арапова*
директор «Центра защиты прав СМИ»**

Пользователям Facebook и Instagram не стоит успокаиваться

Генпрокуратура 11 марта подала в суд иск о признании Meta, владельца Facebook, Instagram, WhatsApp, экстремистской организацией за отказ блокировать призывы к насилию над русскими военными и руководством страны. Первые две из них уже заблокированы Роскомнадзором. WhatsApp обещали не трогать, так как он — всего лишь сервис для обмена сообщениями. Сенатор Клишас успокаивает: владельцы аккаунтов в соцсетях компании не будут считаться экстремистами, даже если продолжат там общение в обход блокировки.

С юридической точки зрения, я не очень доверяла бы этому заявлению, потому что наши власти много раз обещали одно, а делали противоположное. К тому же толкования такого правоприменения от Верховного суда мы не слышали.

Законодательство у нас за последние годы, а особенно за последние две недели сломалось настолько, что юристам пытаться сейчас толковать применение той или иной нормы — все равно, что гадать на кофейной гуще. Могли ли передать частоту радиостанции «Эхо Москвы» другой компании так как это сделали — нет, это прямое нарушение законодательства лицензирующим органом. Но сделали же… Можно ли блокировать сайты целиком без конкретизации за какую публикацию и какой контент, просто по доменному имени — нельзя. Но заблокировали уже десятки. Так что в обещание не трогать хотелось бы верить, но опыт последних недель, к сожалению, показывает иное.

Когда нужно будет думать, что делать со своими аккаунтами в Facebook и Instagram

По обычному порядку после принятия судом первой инстанции решения по иску Генпрокуратуры у Meta будет 30 дней на обжалование, плюс апелляция, и только после этого решение окончательно вступит в силу. Но все может произойти гораздо быстрее, как уже было с ФБК*, когда уже в решении первой инстанции, признавшей организацию экстремистской, было указано, что решение в части запрета деятельности обращается к исполнению незамедлительно.

Что можно сказать точно: сразу после первой инстанции подвергнутся риску те, кто размещает рекламу в Facebook и Instagram. Если Meta будет признана экстремистской организацией (скорее не если, а когда), они попадут под действие статьи 283.3 УК о финансировании деятельности экстремистской организации. Так что от любого перечисления денег ресурсам Meta необходимо будет отказаться. Кроме того, после этого размещение логотипов соцсетей Meta в открытом доступе будет трактоваться как демонстрация символики экстремистской организации, а это статья 20.3 КоАП. Подобное уже было с символикой ФБК* и «Умного голосования».

"Преступление" и наказание

Наказание по статье 282.3 УК - до 8 лет лишения свободы:

штраф 300 000 - 700 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за 2-4 года, либо принудительные работы 1-4 года, либо лишение свободы на 3-8 лет. 

Наказание по статье 20.3 КоАП:

для граждан – штраф 1000-2000 руб. или арест до 15 суток

для юрлиц – штраф 10 000 - 50 000 руб. с конфискацией предмета административного правонарушения

для должностных лиц – штраф 1000-4000 руб. с конфискацией предмета правонарушения – VPost
 

Будут ли проблемы у тех, кто сохранит аккаунт в Facebook или Instagram или что-то запостит

Часть 2 статьи 282 УК — об участии в деятельности экстремистской деятельности, сформулирована достаточно широко, и нет гарантии, что использование платформы и распространение на ней информации не будут при желании признаваться участием в деятельности экстремистской организации. Уголовные дела против рядовых адептов Свидетелей Иеговы* уже пример того, что этот термин может трактоваться максимально широко.

Исходя из этого правоохранительные органы могут рассматривать наличие аккаунтов в сетях Meta и посты в ней не так, как сенатор Клишас. И никто сейчас не возьмется предсказать, как именно это будет.

Но можно поверить сенатору и подождать закрывать аккаунты и паблики. Нет сейчас правильного ответа на вопрос, стоит ли медиаресурсам убирать из своих публикаций ссылки на посты в Facebook и Instagram. Изменения, внесенные в статью 15.3 Закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» под конец 2021 года, позволяют внесудебно, то есть без решения суда, по приказу Генпрокурора, блокировать материалы, созданные и распространенные экстремистской организацией или предоставляющие сведения, позволяющие получить доступ к таким материалам. В последнем случае речь идет как раз о гиперссылках. И мы помним, как Генпрокуратур этой зимой потребовала вычистить все ссылки на расследования ФБК* из десятков СМИ.

Вопрос в том, будет ли Генпрокуратура рассматривать в качестве экстремистских материалы, созданные не самой экстремистской организацией, а третьими лицами, то есть пользователями Facebook и Instagram. По логике вещей и действующими законодательству не должны, но только время покажет, так это или нет. В любом случае, СМИ о наличии пабликов в Instagram и Facebook лучше будет не упоминать.

Галина
Арапова*

директор «Центра защиты прав СМИ» (признан НКО — иностранным агентом)

* признана иностранным СМИ, выполняющим функции иноагента