VPost-media
Редакция

Подмосковные власти заставят строителей складов строить хостелы для гастарбайтеров

Мало бизнесу рекордных цен на строительство и аренду складов, так власти вводят новые требования, которые приведут к еще большему удорожанию объектов.

Подмосковные власти обязали девелоперов складов строить гостиницы для гастарбайтеров. Из-за этого склады подорожают на 10%, считают аналитики. В марте в Подмосковье вступил в действие утвержденный областной администрацией стандарт обеспечения общежитиями работников складских и логистических комплексов.

Этот документ предписывает при проектировании и строительстве логистических комплектов, складов и оптово-распределительных центров от 30 000 кв. м строить и «временные места проживания» для сотрудников без местной регистрации.

В соответствии со стандартом необходимо обеспечить хостелами или гостиницами не менее 70% персонала, общее количество которого рассчитывается исходя из площади склада или оптового центра — 1 работник на каждые 120 кв. м в оптово-розничном центре, и один — на 175 кв. м на складе. В хостеле на каждого работника должно приходиться не менее 4 кв. м, а в общежитии — не менее 6 кв. м. Получается, при строительстве склада в 30 000 кв. м девелоперам теперь нужно будет заложить в проект как минимум хостел на 120 человек площадью около 500 кв. м. А в составе типичных для крупных ретейлеров оптово-распределительных центров площадью от 100 000 кв. м нужен будет как минимум хостел на 583 человека площадью более 2300 кв. м или гостиница площадью почти в 3500 кв. м.

Заявленная цель властей при принятии стандарта — «снизить воздействие» таких логистических комплексов на «сложившуюся застройку». «По сути очень часто в населенных пунктах рядом с большим логистическим центром появляются толпы новых жителей — мигрантов-сотрудников таких центров, и живут они в стихийно возникших хостелах, с нарушением всевозможных санитарных норм. Конечно, местные жители от этого, мягко говоря, не в восторге», — рассуждает менеджер компании, строящей логистические центры для российских маркетплейсов.

Опрошенные VPost девелоперы и консультанты считают, что из-за нового стандарта стоимость строительства логистических центров вырастет не менее чем на 10%. «Уже в скором времени увидим, готовы ли взять на себя такие издержки заказчики подобных объектов. До этого они решали проблему с проживанием персонала более удобным для себя способом, не неся строительных издержек», — говорит аналитик одной из консалтинговых компаний. Он не исключает, что в итоге некоторые заказчики пойдут по пути минимизации расходов — и при проектировании склады будут оформляться не как единый комплекс площадью 30 000 кв. м и больше, а как несколько отдельных складов, не подпадающих под действие стандартов.

Склады в Московской области сейчас проектируются очень активно, ведь на рынке дефицит хороших помещений. Свободны менее 1% — и этот уровень сохранится в течение года, следует из консенсус-прогноза Центра ценовых индексов. «Любишь строить склад, люби и гостиницы!» — иронизируют аналитики Центра экономического прогнозирования ГПБ.

Из-за ажиотажного спроса, а также подорожания стройматериалов и роста зарплат стоимость строительства складских комплексов за 2023 год  в центральной части России выросла на 19% — в два с половиной раза выше инфляции по Росстату (7,42%). В результате строительство 1 кв. м логистических площадей без учета покупки земли и подведения коммуникаций в среднем обходится девелоперам в 55 000 руб. — это больше, чем на пике спроса в 2021 году, когда затраты оценивались в 51 000 рублей, подсчитали в совместном исследовании консалтинговая IBC Realty Estate и девелоперская ГК «Ориентир». В 2022 г. из-за ухода иностранных производителей и проблем с логистикой спрос на склады был на дне и цена строительства логистических комплексов колебалась в пределах 45 900–46 500, следует из данных IBC Realty Estate. Тогда помещения в строящихся логопомплексах бронировались под аренду по 5750 руб. за кв. м в год, а сейчас — по 8600 руб.