Оптимисты считают, что продажи автомобилей сократятся на треть
Подсчеты «Банкавто» основаны на установленной представительствами рекомендованной розничной цене автомобилей (РРЦ).
Но она сейчас имеет мало общего с реальностью. Как показало проведенное VPost изучение ассортимента дилерских центров и подтвердили эксперты, автомобили, которые можно купить прямо сейчас в Москве и Санкт-Петербурге, как правило, стоят в полтора-два, а иногда даже и три раза дороже РРЦ. Это объясняется не столько падением курса рубля после начала специальной операции на Украине, сколько дефицитом машин из-за приостановки импорта и производства, вызванных санкциями и разрушением логистических цепочек.
Дефицит времен пандемии, когда из-за остановки заводов на карантин и проблем с логистикой клиентам приходилось ждать машины по 3-6 месяцев, теперь кажется российским дилерам небольшой проблемой. Год назад на редкие автомобили в наличии дилеры в стремлении «отбить» операционные расходы накручивали дополнительные услуги, добавляя к стоимости автомобиля с РРЦ в 2,6 млн рублей еще 1,2 млн рублей — из которых 200 000 рублей — стоимость допоборудования, а еще 1 — стоимость установки, вспоминает директор агентства «Автостат» Сергей Целиков. Теперь же они легко добавляют по 3-4 млн, убедился VPost.
Например, в дилерском центре «Немецкий дом» в Балашихе Volkswagen Tiguan предлагают за 7 млн рублей, из которых 4,4 млн рублей — это дополнительное оборудование, включая сетку радиатора за 755 000 рублей, видеорегистратор за 1 млн рублей и коврики в салон за 113 000 рублей. Среднеразмерный кроссовер Hyundai Santa Fe сейчас в салоне «Авторусь» стоит от 6,8 млн до 7,3 млн рублей, хотя всего пару месяцев назад он продавался за 2,2-2,5 млн рублей.
Желающему купить машину среднего класса прямо сейчас придется заплатить за нее столько же, сколько раньше стоил автомобиль премиум класса. Например, цена на Porsche Cayenne начиналась от 6,47 млн рублей.
С помощью сервиса cena-auto.ru и обзвона автосалонов VPost убедился, что сейчас за люксовый кроссовер их наличия в базовой комплектации в Москве дилеры просят 14-17 млн рублей. За сопоставимые деньги сейчас, по данным Cian.ru, легко купить однокомнатную квартиру в пределах Третьего кольца.
Чем популярнее в России автомобиль, тем выше накрутки дилеров. Например, лидер продаж «А» класса Kia Picanto по прайс-листу в 2021 году стоил от 934 000 рублей, а сейчас 1,3 млн рублей. В московских дилерских центрах его можно найти «всего» на треть дороже — от 1,7 млн. Lada Granta, стоившую в 2021 году по прайс-листам от 598 900 рублей, а сейчас — от 761 500 рублей, можно найти у столичных дилеров всего на 7% дороже — от 818 000 рублей. Зато Skoda Octavia при не повышавшейся РРЦ в 1,675 млн рублей, стоит в дилерских центрах от 3 млн рублей, а в основном — ближе к 4 млн.
У лидера по продажам в бизнес-классе, седана Toyota Camry рекомендованная розничная цена от 2,498 млн рублей, но за самый дешевый автомобиль в наличии, найденный VPost в Москве, просят почти 5 млн рублей — за эти деньги сейчас можно найти однушку в ближнем Подмосковье.
Самый продаваемый кроссовер Hyundai Creta с прошлогодней РРЦ от 1,38 млн рублей стал стоить после повышения от 1,7 млн рублей, но в дилерских центрах он продается за 3-3,5 млн рублей. BMW 5-й серии при прошлогодней РРЦ в 4, 25 млн, а нынешней в 5,12 млн дилеры предлагают из наличия за 7 с лишним миллионов., Mercedes-Benz S-класса — в прошлом году стоил 11, 35 млн рублей, стал 12,42 млн рублей, в из наличия продается за 18 млн. За такие деньги в Москве можно подобрать 1-комнатную квартиру в пределах Садового кольца!
Иномарка по цене квартиры в Москве — наша новая реальность, признает Целиков. У дилеров сейчас лишь остатки былой роскоши, и они по сути выставляют заградительные цены, не желая расставаться с машинами, ведь пока не понятно, когда в страну вернутся автомобильные бренды, объявившие о приостановке бизнеса — а их было более 20 — и сколько будут стоить их автомобили. «Боюсь, мы многих не досчитаемся», — говорит Целиков.
Оставшиеся на рынке иностранные производители установят цены в примерном соответствии с курсом рубля, который пока еще не нашел равновесия.
Пока же и иностранные и российские производства встают одно за другим из-за нехватки комплектующих. Даже «Автоваз» 5 марта остановил конвейер, и с тех пор сумел возобновить сборку только двух моделей — Lada Granta и Niva Legend, но собирается в апреле отправить рабочих в отпуск.
в Иране в 2021 году было продано 850 000 новых автомобилей. В Росии — 1,66 млн автомобилей. «Но в этом году результат Ирана в 850 000 для нас будет успехом. Что будем продавать, не очень понятно», — мрачно прогнозирует один из руководителей ассоциации «Российские автодилеры».
Есть и радужные прогнозы. «Ряд экспертов считает, что по итогам 2022 года рынок покажет падение на 50%, как это было в пандемийном 2020 году. Наш прогноз более оптимистичный — мы ожидаем снижение в пределах 30%, рынок сократится до 1 млн новых легковых автомобилей. Более 80% продаж приходится на продукцию, производимую на территории России, а автопроизводители сейчас активно решают проблемы логистики и дефицита автокомпонентов», — объясняет начальник управления развития бизнеса автолизинга «ВТБ лизинг» Вячеслав Михайлов.
Вечером 23 марта совет директоров Renault принял решение остановить российский завод в Москве. Компания думает, что делать с «Автовазом», в котором у нее операционный контроль.