Большинство международных компаний, объявивших об уходе из России или приостановке деятельности, обнаружили, что это дело сложное и крайне рискованное, пишет Financial Times. Среди ключевых вопросов: что делать с сотрудниками, как предотвратить угрозу экспроприации, кому продать бизнес и как уйти так, чтобы потом можно было вернуться. Хороших вариантов пока не видно.
Рабочие места
Большинство работодателей их сохранили и продолжают выплачивать сотрудникам зарплату, но вопрос в том, как долго компании смогут финансировать простой, пишет FT. У McDonald’s, например, после закрытия 850 ресторанов по всей стране в штате 62 000 человек.
Руководители российских подразделений опасаются преследования прокуратуры, поскольку предприятия, приостановившие работу, могут быть признаны виновными в «мошенничестве или преднамеренном банкротстве».
Один из менеджеров автомобильной компании в разговоре с FT признался: она намеренно заявила о приостановке деятельности из-за проблем с логистикой и поставками, чтобы избежать политических заявлений и не попасть в поле зрения властей.
Генпрокуратура пообещала проверять соблюдение прав россиян, чтобы уход бизнеса с рынка, пусть и временный, на них не отразился.
Угроза экспроприации
Если «наши действия расценят как приостановку работы без уважительной причины, нам может грозить национализация, банкротство или временная администрация, а затем и конфискация активов в случае, если мы не возобновим работу», заявил FT один из руководителей автомобильного предприятия.
Еще один вопрос, продолжает FT: как предотвратить череду исков от российских контрагентов, перед которыми компании приостановили выполнение обязательств. Когда Disney заявила, что приостановит деятельность в России, она упомянула «контрактные сложности», из-за которых американской компании потребуется время, чтобы отделиться от российской.
McDonald’s также имеет постоянные обязательства, например, по аренде ресторанов. В целом, как заявил финансовый директор Кевин Озан, расходы в России останутся на уровне около $50 млн в месяц.
Кому продать бизнес
Компании, в том числе BP и Shell, объявили о планах продажи российских активов. Для некоторых потенциальными покупателями становятся уже существующие партнеры или франчайзи. Но и тут возникают сложности — как найти покупателей, не включенных в санкционные списки, и затем, уходя, забрать с собой выручку от продажи российской дочки.
Еще один вариант — передать управление бизнесом российским предприятиям. Такую схему выбрали табачные Imperial Tobacco и British American Tobacco. BAT готовилась к такому сценарию, но на его реализацию уйдут месяцы, сказал FT директор по маркетингу BAT Кингсли Уитон.
«Это не классическая история слияния и поглощения, которая и так занимает много времени, сложившаяся ситуация — еще более сложная», — заявил директор по маркетингу BAT Кингсли Уитон.
Оставить лазейку
Другой вопрос, который просчитывают аналитики: как уйти, чтобы иметь возможность вернуться. Советы директоров крупнейших компаний сейчас задумываются: каким будет контекст, политический климат и другие обстоятельства, которые позволят на законных основаниях возобновить сотрудничество.
Ряд компаний изучает способ «остаться», используя для выкупа активов колл-опционы, проданные местным доверенным партнерам. Но и это рискованный шаг, говорят опрошенные FT юристы, «отпустив актив однажды, вы можете никогда его больше не увидеть».