Россияне в прошлом году потратили на покупку автомобилей почти 5 триллионов рублей
Рекордные цены на автомобили – в среднем 3,1 млн руб. обеспечили российскому рынку рекорд: в 2024 г. россияне потратили на покупку новых легковых автомобилей 4,91 трлн руб., подсчитало аналитическое агентство «Автостат» на основе данных о первичной постановке машин на учет. Рекорд установлен только в рублях, отметил гендиректор «Автостата» Сергей Целиков: в долларовом выражении объем рынка составил $53 млрд, и это максимум с 2014 г.
В прошлом году, по данным агентства, продано около 1,57 млн новых «легковушек». Это на 48% больше, чем в 2023 г., но все же на миллион меньше, чем 11 годами ранее. В лучшем в истории российского авторынка 2013 году россияне купили 2,6 млн новых легковых автомобилей, потратив 2,3 трлн руб., или более $74 млрд (средний курс тогда был 31,8 руб./$). Тогда эксперты, например PwC, прогнозировали российскому авторынку светлое будущее и годовые продажи в 3 млн автомобилей к 2018 г., но после девальвации рубля в 2014-2015 гг. об этом пришлось забыть. В 2015 г. среднегодовой курс рубля был уже 60,9 руб./$, и результат, продажи автомобилей упали до 1,49 млн штук, в 2016 году – до 1,31 млн и так и не восстановились до былых значений.
В рублях предыдущий рекорд был установлен в 2021 г., когда покупатели наверстывали ковидный провал. В тот год в России было продано 1,54 млн новых легковых автомобилей на 3,05 трлн руб., или $41,6 млрд. А в 2022 г. рынок пережил самый сильный шок в его истории – фактический уход всех международных брендов и закрытие их российских заводов. Продажи рухнули на рекордные 60% до 630 000 автомобилей. Сейчас в штуках они восстановились до уровня 2017-2018 гг., а рекорд по тратам объясняется ростом цен.
Машины дорожали за счет общей инфляции и падения курса рубля, а в последние месяцы в большей степени за счет резко увеличенного властями утилизационного сбора на иномарки. Сейчас при ввозе в Россию для продажи нового автомобиля с двигателем более 1 литра за него придется заплатить утильсбор минимум в 556 200 руб., эта сумма будет ежегодно индексироваться и к 2030 г. составит 1,172 млн руб. Рост цен на иномарки позволяет повышать цены и отечественным производителям: в середине января так поступил «АвтоВАЗ».
Средневзвешенная цена нового легкового автомобиля за 11 месяцев 2024 г. (с учетом структуры продаж по маркам и моделям), по оценкам «Автостата» составила 3,12 млн рублей, на 7% выше, чем в том же периоде 2023 г., и на 85% выше, чем в 2020 г. За десять лет она выросла более чем в три раза: в 2014 г. средневзвешенная цена нового автомобиля в России составляла 1 млн рублей. Автомобили с пробегом за год подорожали еще сильнее – на 14%, в среднем до 1,14 млн руб.
Доля китайских машин в продажах стабилизировалась около 60%. По данным «Автостата», в прошлом году 59% купленных россиянами новых автомобилей были китайскими. Производство легковых автомобилей в России, по данным агентства, выросло за прошлый год на 41% до 807,6 тыс. штук.
В этом году российские и иностранные производители, по данным, собранным экс-президентом ассоциации «Российские автодилеры», основателем агентства «Автомаркетолог» Олегом Мосеевым, планируют продать в России 1,6 млн легковых автомобилей. Но большинство аналитиков ожидают падения продаж – консенсус-прогноз «Автостата» по легковым автомобилям остановился на минус 7%. Главные причины – рост цен и спад автокредитования из-за высоких процентных ставок и ужесточения условий выдачи.
Слабый спрос не позволит производителям реализовать заявленные планы. Например, в 2024 г. китайские производители планировали продать в России около 1,2 млн легковых автомобилей, а реальные продажи составили около 900 000, делится подсчетами Мосеев. Дилеры с осени рассказывают о растущих запасах нераспроданных автомобилей на складах. Многие из них оценивали стоки по китайским брендам в 3-4-месячный объем продаж.