В России начались проблемы с поставкой и обслуживанием китайских автомобилей
Китайский автопром должен был заменить россиянам ушедшие бренды из других стран, но из-за американских санкций вот-вот провалит миссию. Расчеты практически остановились, и проблемы буквально со всем: поставкой машин, завозом запчастей, ремонтом, стонут участники рынка.
Рынок может остановиться
Об огромных проблемах дилеров при оплате поставок автомобилей и запчастей из Китая рассказал президент ассоциации Российские автодилеры (РОАД), основатель группы «БН-Моторс» Алексей Подщеколдин Если с коллапсом платежей не удастся справиться, автомобильный рынок ждет новый кризис, предупреждает он.
Многие дилеры не могут перевести в Китай деньги за проданные в России автомобили, не могут заплатить за новые партии машин и комплектующих, говорит он. «Моя компания перевела деньги за запчасти, но уже два месяца они не могут к нам прийти», — приводит пример Подщеколдин. Вернее, до России добрался контейнер, отгруженный китайскими партнерами «под честное слово», но таможня не выпускает груз — ведь отметки об оплате контракта нет. Приходится платить по 30 000 руб. в день за склад временного хранения — и неизвестно, сколько это будет продолжаться, жалуется бизнесмен.
С февраля, когда США пригрозили вторичными санкциями банкам, активно работающим с Россией, ситуация с платежами в Китай только ухудшается, жалуются сотрудники экспортно-импортных компаний (но импортеры пострадали больше, писал Центробанк). В июле проблемы возникли с платежами в Китай из стран ЕАЭС: банки стали дотошно проверять и их, жалуются собеседники VPost.
Американской стороне удалось нажать на китайский финансовый бизнес и заставить его отказаться переводить деньги, сетует Подщеколдин. Теперь план китайских автопроизводителей поставить в Россию в этом году более 1 млн автомобилей под угрозой: пока они не привезли и половины. Россия стала для Китая крупнейшим экспортным рынком, у него огромный профицит производства на внутренним рынке — более 3 млн машин, государство поддерживает экспорт, поэтому Подщеколдин надеется, что страны придумают что-нибудь на государственном уровне. Пока же проблему с платежами удается решать в основном крупнейшим компаниям, а остальным приходится мучиться. «Можно платить через агентов, они нам говорят: „Берем немного, всего 5-10%“ — как раз вся наша прибыль», — рассказывает Подщеколдин.
Дошло до того, что китайские поставщики предлагают приехать в Москву и забрать деньги в портфеле, продолжает Подщеколдин, но его компания не уверена в законности этой схемы.
Проблема нарастает как снежный ком, и если ее не решить, буквально завтра рынок может остановиться, предупреждает президент РОАД. И тогда даже пессимистичный прогноз на год — продать 1,3 млн новых автомобилей — не удастся выполнить.
Машины станут кирпичами
С китайскими автомобилями, которые уже проданы в России, тоже куча проблем. У многих брендов здесь нет складов запчастей — любую деталь приходится везти из Китая, а это занимает 30-40 дней.
У большинства нет каталогов запчастей — ни на русском, ни на английском. «Мне товарищ из крупной московской компании рассказывал, что он фотографирует деталь, отсылает изображение китайцам и просит прислать такую же», — приводит пример Подщеколдин.
На многие бренды нет даже диагностического оборудования — в том числе на модные электромобили и гибриды Lixiang и Zeekr — поэтому дилеры не могут прочитать, какая ошибка выявляется на сканере, продолжает президент РОАД. Китайские производители, как европейские и американские, боятся любого взаимодействия и перекрывают доступ к своим электронным базам, объясняет он.
Не хватает и качественных мануалов — китайские компании не уделяют внимания их созданию. «Газонокосилку покупаете — вам дают книжечку, где написано, куда масло заливать, и как работать, а автомобиль за три миллиона (средняя цена китайского автомобиля в России, по оценке РОАД, 2,8 млн руб.) — нет никакого описания», — возмущается президент РОАД. Нет и учебных центров — дилерам приходится самим учить механиков, разбирать двигатели, коробки передач и т д.
Поэтому РОАД лоббирует решение законодательно обязать всех производителей хранить всю техническую информацию по автомобилю в России. «Иначе нас может ждать повторение ситуации с Mercedes, BMW, Renault, которые буквально в один день унесли все с собой в облаках. А значит, будет много машин, которые станут кирпичами», — объясняет Подщеколдин.
Сейчас запросы по технической документации и по сервису многих брендов идут через Китай, через ОАЭ, через виртуальные компании, знает он. «Союз автосервисов горло сорвал уже кричать, что серверы с информацией по ремонту и обслуживанию автомобилей должны быть в России. Я реально в Африку звоню — мужики, пришлите мануал. Они ржут в ответ — а мы думали, что наследник СССР — развитая индустриальная страна, но присылают», — подтверждает член правления Союза автосервисов, владелец ГК «Механика» Дмитрий Даньшов.
Отсутствие запчастей, диагностического оборудования и мануалов закладывает базу для конфликтов дилеров с покупателями, недовольными поломками и медленным ремонтом, опасается Подщеколдин. Закон о правах потребителей позволяет требовать возврата денег за автомобиль, а в случае обращения в суд еще и дает пеню 1% в день от суммы иска. В результате возник целый криминальный бизнес по тяжбам с дилерами, когда из продавцов выбивают по 2-3 стоимости автомобилей, возмущается Подщеколдин: «Ко мне в 90-х бандиты приходили, даже они 1% в день не назначали».