VPost-media
Редакция

Бывшие автозаводы иностранных компаний ищут китайских партнеров

Российский автопром больше других отраслей пострадал от «спецоперации». Главной причиной стал массовый уход иностранных компаний и остановка их российских заводов. В 2021 г. на них было сделано более 70% из 1,34 млн выпущенных в России автомобилей. Из 21 работавших в стране автозавода 10 принадлежали глобальным автоконцернам, а еще шесть, включая АвтоВАЗ и «Автотор», собирали их модели, вспоминает партнер консалтинговой компании Б1 Андрей Томышев.

Поэтому 2022 год стал для автопрома катастрофическим. Производство сократилось втрое до минимума с распада Советского Союза: было выпущено всего 450 000 легковых автомобилей. Из-за проблем с комплектующими на несколько месяцев вставал даже «АвтоВАЗ», лишь завод китайской Haval продолжал бесперебойно собирать небольшие партии.

В 2023 г. производство выросло до 537 тыс., а в этом может составить 675 000 — вдвое меньше, чем до «спецоперации» (первый вице-премьер Денис Мантуров прогнозирует производство более 900 тысяч автомобилей всех типов, по оценке агентства НАПИ, на долю легковых автомобилей приходится ¾). В этом году, по данным Росстата, за первые пять месяцев в России произведено 267 000 легковых автомобилей — на 67% больше, чем в тот же период прошлого года. Это столько же, сколько в январе–мае 2022 г., когда первые два месяца заводы иностранных компаний еще работали, а в мае производство почти остановилось, и в два с лишним раза (на 57%) меньше, чем в 2021 г.

Восстановление автопрома сильно зависит от возобновления производства на заводах ушедших из России компаний. Оно происходит почти исключительно за счет сборки китайских моделей, даже если они носят придуманные в России названия. А вот развивать производство, локализовывать его китайские производители не спешат. Они предпочитают продавать в России готовые автомобили или инвестировать серьезные деньги не здесь, а в соседних странах. По-настоящему серьезные автозаводы строятся теперь в странах Евразийского союза — в том числе с прицелом на поставки в Россию.

Мировой лидер по производству автомобилей, китайская BYD, в июне запустила в Узбекистане завод по производству электромобилей. На первом этапе предприятие, в которое китайский автоконцерн инвестировал $160 млн, будет выпускать 50 000 автомобилей в год, а в перспективе его мощность планируется довести до 500 000, а инвестиции — до $500 млн. Учитывая, что годовые продажи новых автомобилей в Узбекистане не превышают 400 000 автомобилей в год, BYD делает ставку на экспорт автомобилей, в том числе в Россию, говорят эксперты.

По мере увеличения импорта китайских автомобилей рыночная доля сделанных в России машин падает. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в первом полугодии на их долю пришлось лишь 45% проданных новых легковых автомобилей. В январе–июне 2023 г. было 56%.

Главное, от чего зависит происходящее на покинутых глобальными концернами заводах, — удалось ли найти китайского партнера.

Бывшие активы Renault: китайцы реальные и призрачные

«Мы будем вынуждены найти альтернативу. Это будет касаться всех автопроизводителей, которые будут тянуть с решением», — заявил в 2022 году Мантуров (он тогда возглавлял Минпромторг), комментируя решение Renault продать российские активы. Московский завод «Автофрамос», на котором собирались модели французской марки (Logan, Sandero, Duster, Kaptur, Arkana), а также Nissan Terrano и легкий грузовичок Renault Master, французская компания передала правительству Москвы, а 68% акций АвтоВАЗа — государственному научному центру НАМИ, который курирует автопром.

«Фактически для АвтоВАЗа это ставило крест на планах развития и на выпуске всех современных моделей, ведь Renault просто встала и вышла, забрав все свои разработки и полностью прекратив поставки комплектующих. А оказалась, что их доля очень высока во всех моделях АвтоВАЗа», — объяснял VPost дилер тольяттинского завода.

АвтоВАЗ возобновил производство самых старых и самых «отечественных» моделей — Lada Granta и классической Niva, в 2023 г. — Lada Vesta, а в 2024 — Lada Largus и начал искать новых партнеров — конечно же, китайских. Ведь только они были готовы работать на российском рынке. Летом 2023 года он пытался наладить сотрудничество с концерном Faw и начал выпускать на площадке в Санкт-Петербурге кроссовер Lada X-Cross на базе модели Faw Bestune. Но с конвейера сошла только ограниченная партия. На Петербургском форуме АвтоВАЗ показал новую флагманскую модель — седан Lada Iskra, но недавно объявил о переносе ее запуска с этого года на следующий.

«Автофрамосу» правительство Москвы вернуло старое, еще советское название — «Москвич», и предприятие осенью 2022 г. начало выпускать методом крупноузловой сборки под этим брендом клоны китайских кроссоверов JAC — бензиновых и электрических. С конца прошлого года завод внедряет сварку и окраску кузовов, хотя пока процесс идет в тестовом режиме. Производственный план на этот год — 50 тысяч автомобилей.

Бывшие заводы Volkswagen в Калуге и Hyundai под Санкт-Петербургом: новый магнат

Процесс поиска новых владельцев, а главное — автоконцернов-партнеров для простаивающих автозаводов оказался делом очень непростым. Одним из главных новых автомагнатов стала группа «Авилон», которую участники российского автомобильного рынка считают близкой к силовикам. Ей досталось два самых мощных автозавода, созданных иностранными производителями. Каждый из них может производить не менее 225 000 автомобилей в год, и завод Hyundai в 2021 г. выпустил 234 000 автомобилей.

Но он единственный работал на полную мощность: загрузка других заводов, выпускавших иномарки, в среднем не превышала 50%, подсчитывала Б1.

В марте 2023 г.  входящая в AGR Automotive Group и принадлежащая экс-президенту «Авилона» Андрею Павловичу компания «Арт Финанс» купила за 125 млн евро завод Volkswagen в Калуге. До «спецоперации» он выпускал Volkswagen Polo, Tiguan и Škoda Rapid. В 2021 г. с его конвейера сошло 118 000 автомобилей.

А в январе 2024 г. «Арт Финанс» закрыла сделку по покупке в Санкт-Петербурге завода Hyundai и простаивавшей производственной площадки GM.

Завод под Калугой до сих пор не возобновил работу, хотя губернатор Калужской области Владислав Шапша уже несколько раз обещал, что предприятие скоро заработает. Пока он вместе с представителями AGR встречается с топ-менеджерами китайских автоконцернов, больше всего встреч было с Chery, рассказал VPost сотрудник предприятия. Весной AGR запатентовала новую марку автомобилей — Agron.

«Автомобиль будет отечественный, потому что он будет локализован здесь, а уж какая модель будет за основу, это уже дело десятое», — считает Шапша. Профсоюзная организация завода заявила, что предприятие начнет работу с 1 августа, но модель, которую будет выпускать, тоже не назвала. Для производства автомобиля «Арт финанс» зарегистрировала новую фирму — АГК.

На бывшем заводе Hyundai AGR этой зимой возобновила выпуск моделей Hyundai Solaris, Creta и Kia Rio под брендом Solaris — теперь они называются HS, HC, KRS и KRX соответственно. Бренд достался покупателю вместе с заводом, как и примерно 70 000 машинокомплектов, которые не успели собрать на предприятии до марта 2022 года, утверждает источник VPost, близкий к руководству предприятия. По его оценке, этого хватит для выпуска Solaris в течение 1,5-2 лет, а задача новых владельцев — придумать, что делать дальше.

Бывший завод Peugeot, Калужская область: «француз» из Китая

Завод «ПСА» мощностью 125 000 автомобилей в год до сих пор остается в собственности СП глобального концерна Stellantis (в него входят бренды PSA) и Mitsubishi. В декабре 2023 г. он снова начал собирать модели Peugeot и Citrоёn — но не те, что до кризиса. Если раньше тут делали седаны Peugeot 408 и Citrоёn C4, внедорожники Mitsubishi Outlander и Pajero и коммерческие автомобили Peugeot, Citrоёn, Opel и Fiat, то сейчас собирают кроссоверы Citrоёn C5 Crosser из китайских машинокомплектов. Эти модели сначала появились на китайском рынке — их производит совместное предприятие PSA и китайской Dongfeng — и уже затем начали продаваться в Европе. Производством занимаются бывшие сотрудники Stellantis в России, рассказывает VPost российский партнер французского автоконцерна.

Бывший завод Nissan в Санкт-Петербурге: ловушка для «АвтоВАЗа»

На бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге, сейчас называющемся «Автозавод Санкт-Петербург», успели несколько раз смениться и владельцы, и партнеры. Nissan, который до СВО собирал там модели Qashqai, Murano и X-Trail, осенью 2022 года передал завод НАМИ за 1 евро с опционом на обратный выкуп, а научный центр за ту же сумму передал 99% завода АвтоВАЗу.

Российский концерн объявил о планах выпускать на этой площадке Lada X-Cross 5 (клон FAW Bestune T77), но проект не пошел. Ее заменила еще одна «отечественная» марка Xcite — клон китайского кроссовера от Chery. Но после того, как в сентябре 2023 г. АвтоВАЗ попал под санкции, он вернул завод НАМИ. Партнеры начали отказываться от сотрудничества с АвтоВАЗом, объяснял его президент Максим Соколов. «Логично, что площадку в Питере вывели из-под удара», — говорит один из партнеров АвтоВАЗа.

Зимой завод начал было выпускать XCITE X-Cross — клон китайской Сhery Tiggo 8, но в июне сотрудники получили уведомления об отпусках с июля по сентябрь. Дело в том, что на завод поступила только пилотная партия автокомплектов — около 10 000 штук, а полноценное производство начнется осенью, говорит топ-менеджер автоторговой компании, успевшей получить дилерство XCITE. Он считает партнерство с Chery ловушкой для АвтоВАЗа. У китайской компании есть другие проекты по сборке своих моделей в России, а главное, она продает здесь Tiggo с китайских заводов и наверняка будет демпинговать, чтобы не уступить долю рынка XCITE, считает собеседник VPost. Так что завод ищет и других партнеров, уверяет он и подтверждают другие источники.

Бывший завод Toyota в Санкт-Петербурге: в поиске китайского партнера

Завод, где собирали Toyota Camry и RAV4, в марте 2023 г. перешел под контроль НАМИ — но без опциона на обратный выкуп. Минпромторг объявлял, что завод до конца 2024 г. начнет выпуск автомобилей под брендом Aurus — четырех новых моделей бизнес-класса в партнерстве с некой иностранной компанией.

В апреле автопроизводитель «Соллерс», на площадки которого в Елабуге собирают «президентские» лимузины Aurus, продал миноритарную долю в проекте Aurus, основными владельцами которого являются НАМИ и арабский фонд Tawazun, компании «Хит Моторз Рус» (Heat Motors Rus). Она учреждена, по данным «Контур.Фокус», директором завода «Москвич» Ханс-Питером Мозером, который раньше руководил и одним из проектов КамАЗа, и казахстанской фирмой High End Assembly Technologies Motors. В 2023 г. эта компания выкупила бывшее СП КамАЗа и Daimler в Набережных Челнах, которое собирает среднетоннажные грузовики «Компас» и делает на собственном заводе каркасы кабин для грузовиков. А ее казахская структура приобрела у КамАЗа предприятия в Казахстане, в том числе завод по производству автокомпонентов. 

Также рассматривается возможность выпуска на заводе в Санкт-Петербурге еще одного «протеже» НАМИ — электрического микромобиля L-Type, который разрабатывает концерн «Алмаз-Антей».

«Автотор» в Калининграде: четыре «китайца» вместо BMW и Genesis

В 2021 году «Автотор» произвел 177 000 автомобилей Kia, Hyundai, Genesis и BMW. В феврале 2022 г. он подписал соглашение с BMW о создании завода полного цикла по выпуску автомобилей этого немецкого бренда. Но началась «спецоперация», и сейчас в отверточном режиме в Калининграде собирают 12 моделей четырех китайских компаний KaiyiBAIC, SWM и DFSK и планируют в этом году собрать 100 000 автомобилей.

Недавно завод начал выпуск автомобилей под собственном брендом «Амберавто». Пока в продаже только одна модель — Амберавто А5, но в этом году ожидается запуск еще двух моделей. Но первая же модель линейки «Амберавто-А5» — это аналог китайского JMEV Yi. Завод обещает в ближайшие два года оснастить его российскими батареями и электромоторами.

Бывший завод Mazda, Владивосток: китайский пикап

В конце 2022 года японская Mazda продала долю в СП на Дальнем Востоке, где собирались кроссоверы Mazda CX-5 и CX-9, а также седан Mazda 6, своему российскому партнеру — автоконцерну «Соллерс» с возможностью обратного выкупа в течение трех лет. В сентябре 2023 г. завод начал сборку китайских пикапов JAC T6. Продавать их планируют под брендом Sollers. В этом году на конвейер должен встать еще один пикап. Представитель Sollers рассказывал, что компания начнет с выпуска 2000 пикапов в год, но рассчитывает в ближайшие годы увеличить производство до 10 000 автомобилей в год. До «спецоперации» там выпускалось 30 000 Mazda в год.

Evolute, Липецкая область: китайский электромобиль

Новый завод компании «Моторинвест» по производству электрокаров с сентября 2022 года выпускает несколько моделей под брендом Evolute — седан i-Pro, городской кроссовер i-Joy, а также кроссоверы i-Sky — перелицованные копии моделей китайского бренда Dongfeng, а кроме того, кроссовер i-Jet, электрический минивэн i-Van и гибридный минивэн i-Space — клоны недавно вышедшего в Россию китайского бренда Seres. «Моторинвест» выпускает свои модели по лицензиям. Компания хотела бы продавать по 15-20 тысяч автомобилей в год, рассказывал ее совладелец Андрей Резников.

Haval, Тульская область: настоящий Китай стихии не подвластен

Единственный, кто не остановил производство из-за СВО и санкций. Haval была единственной китайской маркой, создавшей в России производство полного цикла еще в 2019 году. Завод под Тулой с момента открытия до конца 2023 года выпустил уже более 100 тысяч автомобилей шести кроссоверов (Haval Jolion, F7, F7x, Dargo , H9 и M6). Производственный план на этот год — 130 000 автомобилей.