На Lada и китайские бренды в декабре пришлось ¾ продаж новых автомобилей, а в этом году будет еще больше
Успех китайских марок на российском автомобильном рынке опережает все прогнозы: эксперты предполагали, что доля китайских автомобилей сравняется с долей Lada в течение этого года, но это произошло уже в декабре. По подсчетам «Автостата», в декабре на Lada и на китайские марки пришлось по 37% продаж новых легковых автомобилей. Доля Lada при этом чуть снизилась по сравнению с 40% в среднем по году, китайцы же, наоборот, за месяц прибавили сразу 7 процентных пунктов.
В топ-5 самых продаваемых в стране моделей в декабре три модели Lada (Granta, Niva Travel и Niva Legend) и по одной от китайских Chery и Geely. В декабре в пятерке еще оставался один из бывших лидеров, корейская Kia.
В 2021 году у Lada было 21% рынка, а у китайцев — меньше 10%.
Сильнее всего за год предсказуемо снизилась доля европейских марок — с 28% в декабре 2021 года до 7% в декабре 2022 года, а также корейских — с 21% до 11% и японских — с 12% до 6%. В этом году их доля сократится еще сильнее, ведь прошлогодние результаты получены в том числе за счет распродажи остатков, ведь все европейские, корейские и японские бренды перестали официально поставлять в Россию новые автомобили. Кончатся запасы — продажи встанут.
Дилерам надо что-то продавать, поэтому они встают в очередь к китайским брендам, рассказывал гендиректор «Автостата» Сергей Целиков.
Этой осенью был установлен рекорд по скорости развития дилерской сети: всего через месяц после объявления о выходе на рынок новый бренд китайского концерна Chery, Omoda заключил договоры с 73 дилерами. Omoda предлагает кроссовер OMODA C5 по цене от 1,95 млн руб. К ноябрю в России было более 930 шоу-румов китайских брендов, подсчитали аналитики «Открытия Авто». По итогам года их число перевалило за 1000, знают в «Автостате».
Еще одно драматичное изменение: если в декабре 2021 года 82% проданных в стране новых автомобилей было произведено в России (61% приходилось на иномарки российской сборки), то в декабре 2022-го доля автомобилей российского производства снизилась до 59% (22% — иномарки российской сборки из складских остатков и от китайских брендов), 29% пришлось на официальный импорт (почти полностью китайские бренды) и 12% — на параллельный импорт, рассказал исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.
По итогам года «Автостат» насчитал 626 300 проданных в России новых легковых автомобилей (он ориентируется на данные постановки автомобилей на учет), включая те, что поступили в страну по параллельному импорту, а комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (он получает данные от автоконцернов), оценил только официальные продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в 687 370 штук. Но изменение по сравнению с 2021 годом у обоих получилось одинаковое: минус 58,7% у «Автостата» и минус 58,5% у АЕБ.
Прогноз продаж новых легковых автомобилей от «Автостата» на этот год: 550 000 (минус 12%) в пессимистическом сценарии, 650 000 в базовом (примерного уровень прошлого года, 4%) и 780 000 штук в оптимистичном варианте (рост на четверть).