VPost-media
Редакция

Эксперты ожидают роста продаж новых машин на 20-30%

Продажи автомобилей в России в этом году вырастут на 18-32% после прошлогодних 69%, но все равно не достигнут довоенного уровня и останутся минимальными за долгие годы.

Продать 1,4 миллиона

Российский автомобильный рынок в прошлом году стал китайско-российским: примерно половина продаж новых автомобилей пришлась на китайские бренды, около трети – на «АвтоВАЗ», остальное – на другие российские бренды и остатки продукции ушедших из России компаний, которые оставались на складах или завозились по параллельному импорту. Это итоги всего года, а в декабре доля «китайцев» была уже 61%, «АвтоВАЗа» – 28,5%, прочим осталось чуть более 10%, подсчитало аналитическое агентство «Автостат».

Исходя из планов «АвтоВАЗа» и китайских компаний, а также ситуации на рынке, «Автостат» ожидает, что в этом году будет продано 1,25 млн новых автомобилей, а в оптимистическом сценарии – 1,4 млн. Гендиректор агентства Сергей Целиков указывает несколько причин роста.

Будут запускаться заводы ушедших из России компаний из «недружественных» стран. Их остановка после начала «спецоперации» стала главной причиной обвального падения производства и продаж автомобилей в 2022 г. Полностью компенсировать провал в продажах не смог даже резкий рост импорта машин из Китая в прошлом году. До «спецоперации» большая часть покупаемых россиянами машин производилась в стране. Теперь движение пойдет в обратном направлении: постепенное возобновление производства позволит увеличить предложение.

Петербургский завод Hyundai вышел из режима простоя, производство пока не возобновилось, идет обучение персонала и обслуживание оборудования. Его предполагается за символическую стоимость продать структуре дилерского холдинга «Авилона», которая уже купила российские активы Volkswagen. Что будут выпускать бывшие заводы иностранных компаний, пока не объявлялось, но выбор невелик: китайские модели или какие-то новые российские бренды, которые, как Moscvich, по сути, тоже китайские (этот клон китайских кроссоверов JAC производится на бывшем заводе французской Renault в Москве). На него, кстати, в декабре пришлось 2% всех продаж новых машин.

Сокращение рынка машин с пробегом. Их импорт и продажи подскочили во второй половине 2022 г., когда запасы машин у дилеров начали иссякать. Но в середине прошлого года наладились поставки новых автомобилей из Китая, а резкое повышение утилизационного сбора с 1 августа стало особенно чувствительным для дешевых и возрастных машин. В декабре продажи автомобилей с пробегом упали – на 10% к декабрю 2022 г. и на 8% к ноябрю 2023 г. Выбор все хуже, содержание европейских и американских автомобилей все дороже, говорит Целиков, так что остается идти к дилеру за новым автомобилем и выбирать между российским и китайским.

Большой отложенный спрос. Сначала пандемия, а затем «спецоперация» привели к перебоям с поставками и сделали россиян более осторожными в крупных тратах. За последние четыре года у российских потребителей сформировался большой отложенный спрос, говорит Целиков.

Возраст машин растет. Это ускорило старение автопарка. Чтобы средний возраст машин был стабилен, 150 млн жителей страны должны каждый год приобретать 1,8-2 млн новых автомобилей, но даже в рекордном 2021 году они купили чуть более 1,5 млн, объясняет Целиков. Из-за этого растет средний возраст автопарка: к началу «спецоперации» он достиг 14 лет против менее 12 в начале 2013 г. Из-за дефицита автомобилей, начавшегося еще до пандемии и резкого роста цен – а за последние пять лет средневзвешенная стоимость автомобиля, по оценке «АвтоВАЗа», выросла в два раза – многие откладывали замену машины на новую или предпочитали купить вместо нее подержанную. Но парк «вторички» становится все меньше из-за естественного выбывания автомобилей, санкций и барьеров со стороны российских властей вроде резкого повышения утилизационного сбора.

С учетом всего этого Целиков придерживается оптимистичного сценария: 1,4 млн проданных машин за год.

Все купят

Спрос на автомобили, путь даже они только российские или китайские, есть – вопрос, каким будет предложение. Китай благодаря российскому рынку в прошлом году стал крупнейшим в мире импортером автомобилей, обогнав Японию, и готов развивать успех. Китайские производители поставили в Россию около 800 000 автомобилей, в пять раз больше, чем в 2022 г. «Китайцы говорят, мы поставим вам что угодно, только объясните, что везти», – говорит Целиков.

Изучив заявленные планы китайских производителей, аналитики посчитали, что они намерены продать в 2024 г. в России почти 1,2 млн автомобилей. Если добавить к этому намерение «АвтоВАЗа» реализовать 500 000 машин и 300 000 от «Москвича», получается около 2 млн. Эксперты считают эту цифру нереальной, но ясно: предложение будет.

«Нам повезло, что под боком есть сосед с автопромом, выпускающим 30 млн автомобилей в год», – говорит Целиков. По его оценке, уже сейчас в России на складах скопилось около 200 000 непроданных новых автомобилей, так что в начале года будет много ценовых войн и спецпредложений.

Китайским производителям есть что предложить – с точки зрения комфорта и качества пересесть с корейского автомобиля на китайский не составит никакой проблемы, считает он. Многие россияне морально готовы купить китайские автомобили, только хотят посмотреть, как они переживут эту российскую зиму, так что весной можно ждать всплеска продаж, добавляет управляющий директор компании «Автохаб» Гаджи Курбанов.

Что покупают

Прошедший год оформил превращение нашего автомобильного рынка в китайско-российский. По итогам декабря китайские производители вытеснили из топ-10 самых продаваемых марок новых легковых автомобилей последних корейских конкурентов – Kia и Hyundai, державшихся там за счет складских запасов и альтернативного импорта. Они теперь только на 12-м и 16-м местах по продажам.

Как показывает статистика «Автостата», в декабре из 119 454 проданных легковых автомобилей 61% пришелся на китайские, и в десятке самых продаваемых марок – 8 китайских марок, а также Lada (28,5% рынка) и Moscvich (2%).

В топ-10 впервые вошла марка, официально не поставляемая в Россию. Это китайский премиальный бренд Lixiаng (он также известен как Li Auto). За месяц в России продано почти 2000 Lixiang — это 1,6% рынка. Это китайский стартап с 2015 года выпускающий футуристичные кроссоверы и минивэны с гибридными двигателями средней ценой около 7 млн рублей. Его автомобили доставляются по параллельному импорту, тем не менее они продаются во многих крупных дилерских центрах с гарантией и техподдержкой. Среди тех, кто возит Lixiаng в Россию – бывший официальный дистрибутор автомобилей Mercedes-Benz «МБ Рус», автоторговая компания Frank Auto и другие известные игроки.

Россиянам интересны премиальные автомобили, а мириться с проблемами в поставках, эксплуатации и обслуживании традиционных представителей этого класса готовы не все, поэтому многие пересаживаются на «китайцев», объясняет Целиков.

Они захватили лидерство и в сегменте электромобилей, сместив с первых строчек Tesla и Volkswagen, которые по итогам и декабря, и всего года, оказались на четвертой и третьей позиции. Всего за год в России продано более 14 000 электромобилей, в 4,7 раз больше, чем в 2022 г. На первом — Zeekr ценой от 5 млн рублей (его тоже поставляют по параллельному импорту, за год продано 3724 автомобиля), на второй – более бюджетная Evolute с продажами в 2020 машин (его самую популярную модель – седан i-pro – со всеми программами поддержки и спецпредложениями можно купить за 1,6-2 млн руб.). Под этой маркой завод «Моторинвест» в Липецке собирает локализованные модели китайского бренда Dongfeng. Tesla за год продано только 1257.

В целом же доля альтернативного (или параллельного) импорта в продажах автомобилей снижается. В декабре она упала до 8%, а в целом за год составила 12%.