Борис
Сафронов

Власти обсуждают «приоритизацию» расходов, чтобы сдержать дефицит

Экономический форум в Санкт-Петербурге поразил единством, с которым руководители экономического блоки обсуждали необходимость сократить расходы федерального бюджета. Его дефицит к июню достиг 3,4 трлн руб. при годовом плане 2,9 трлн. Минфин обещает уложиться в план, но эксперты сомневаются, что он сдержит слово. И вот чиновники заговорили о секвестре, то есть необходимости отказаться от части расходов. Только теперь они называют это иначе: «приоритизация».

Тему поднял тот, кому по должности положено добиваться, наоборот, увеличения расходов, — министр экономического развития Максим Решетников: «Сейчас еще не совсем понятен объем дополнительных расходов, которые надо обеспечить, но чего нам точно не избежать — это разговора о приоритизации расходов».

Его предсказуемо поддержали министр финансов Антон Силуанов и председатель ЦБ Эльвира Набиуллина (ЦБ регулярно называет рост расходов бюджета среди основных рисков для инфляции и грозит ответить повышением ключевой ставки). «Нужна жесткая работа по приоритизации расходов, мы не можем все и вся финансировать», — заявила Набиуллина. А Силуанов напомнил, что за последние три года (2019-2022) расходы бюджета были выросли в 1,5 раза — с 18 до 29 трлн руб.: «Куда дальше, уже просто невозможно. Самый лучший ответ — залезть внутрь и оттуда найти расходы».

Правительство должно изменить структуру бюджетных расходов, вторит помощник президента Максим Орешкин: «Самое время отказаться от расходов, которые неэффективны, не помогают структурной трансформации и избыточны, не повышают конкуренцию». «У нас очень много таких трат, которые сто лет не пересматривались. Понимаете, они уже сидят у нас в голове. Ничего сейчас незыблемого нет, все это надо заново сейчас пересмотреть, это большой ресурс», — отметил Силуанов.

По экспертной оценке, потенциал «приоритизации» составляет примерно 10-15% бюджетных расходов (2,9-4,4 трлн руб. для бюджета этого года), уточнил первый вице-премьер Андрей Белоусов. Он обычно выступает за увеличение расходов и смягчение денежной политики для стимулирования экономики, но в этот раз согласился со своими традиционными оппонентами.

Легко сказать

Сделать это будет непросто. Об этом много говорится, но когда дело доходит до принятия решений, начинаются возражения, посетовал Решетников: «Пойдем ли мы путем принятия действительно жестких решений, когда мы что-то вырезаем, или пойдем мы тем путем, которым ходим обычно, когда мы все фронтально сокращаем и потом куда-то добавляем». Скорее всего, предпочтительным окажется второй вариант: он «политически проще», полагает Решетников.

Силуанов эти опасения разделяет: «Либо мы  дополнительные расходы возьмем из действующего бюджетного пирога и траты, которые сегодня есть, отложим Это самое правильное, но это самое тяжелое. Это менее всего реализуемое, как практика показывает, к сожалению. Но именно так надо делать». Иначе…

Будет ли повышение налогов, поинтересовался у Силуанова президент Сбербанка и бывший министр экономического развития Герман Греф. «А будет ли повышение расходов?», — ответил вопросом на вопрос министр. Похоже, что да, ответил Греф. «Тогда надо понять, кто за них заплатит, — заявил Силуанов. — Если хотим больше расходов, то надо понять, откуда возьмутся деньги. Деньги же из воздуха не бывают. Либо мы будем увеличивать дефицит и, соответственно, [вырастут] инфляция и ставки, за это заплатят население и бизнес. Либо мы увеличим налоги». Альтернатива — все та же «приоритизация» существующих расходов.

10% — традиционный секвестр, прокомментировал экспертную оценку Белоусова о 10-15% расходов, которые можно сократить без системных рисков президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин.

Глава Минцифры Максут Шадаев заявил, что его урезание расходов не пугает: Минфин и так в два раза урезал расходы ведомству. «Движение мы продолжим за меньшие деньги за счет более эффективных решений», — обещает Шадаев.

Минфин видит существенный потенциал для перераспределения расходов внутри бюджета уже в этом году. «Мы этим занимаемся и в текущем режиме Хотелось бы более серьезные решения в этой части принимать, поскольку деньги в этом году тоже потребуются. И есть резервы», — сказал Силуанов. «Деньги где-то не используются, не заключаются контракты. Поэтому их надо перераспределять на новые задачи. Не просто внутри ведомств, а забирать и на нужды правительства использовать», — объяснил он.

«Приоритизация расходов всегда считалась, с 90-х годов (тогда впервые был проведен секвестр бюджета — VPost) одним из направлений бюджетной консолидации, скажем так. Но дело в том, что все направления бюджетных расходов приоритетны — и нацбезопасность, и социальные расходы, и поддержка экономики и т. д. Поэтому речь, скорее всего, здесь идет, к сожалению, о точечной поддержке проектов в каждой из этих сфер, а здесь велика вероятность субъективизма», — опасается Шохин.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков лишь заверил, что все социальные обязательства государства будут исполняться в полном объеме, а «как это будет делаться, пока никаких решений не принималось». Как они принимаются, Решетников и Силуанов уже рассказали.