Борис
Сафронов

В июне профицит составил 800 млрд руб., но Минфину еще предстоит убедить рынок, что сокращение расходов – это не разовая акция

Минфин опубликовал предварительную оценку исполнения федерального бюджета за первое полугодие: доходы составили 12,38 трлн руб., расходы – 14,98 трлн, дефицит – 2,6 трлн руб. Это на 800 млрд руб. меньше, чем было по итогам января-мая (3,4 трлн). Таким образом, июнь стал вторым месяцем, когда бюджет был профицитным (в марте превышение доходов над расходами составило около 200 млрд руб.).

С доходами ситуация не меняется: нефтегазовые отстают от прошлогодних (-47%) и от прогноза (38% годового плана), ненефтегазовые – опережают (+18% и более половины соответственно). Объем и траектория поступления ненефтегазовых доходов свидетельствуют о значимом превышении динамики, заложенной при формировании закона о бюджете, доволен Минфин. Провал нефтегазовых доходов он объясняет снижением котировок российской нефти Urals, а также падением цен и объемов экспорта газа. При этом Минфин считает, что «месячная динамика нефтегазовых доходов постепенно выходит на траекторию, соответствующую их базовому уровню 8 трлн руб. в год».

Июньский успех обеспечен резким сокращением расходов. За месяц Минфин потратил всего 1,65 трлн руб. (11% расходов за полгода). «У Минфина то ли деньги закончились, то ли фантазия», – иронизировали аналитики MMI, комментируя июньское сокращение трат (1,23 трлн руб. за первые 26 дней).

Исполнение расходов бюджета постепенно выходит на нормальный уровень после ускоренного финансирования в январе-феврале отдельных контрактуемых расходов, объясняет Минфин, в который раз повторяя обещание по итогам года потратить не больше, чем заложено в законе о бюджете (29,1 трлн руб.). «С ходу в это поверить сложно, но еще 2-3 месяца подобной динамики, и рынок поверит», – считают аналитики MMI.

Пока же они полагают, что по итогам года дефицит бюджета может достичь 7 трлн руб. Они уверены, что основная причина того, что ставки на длинным участке кривой ОФЗ уже превышают 11% – неопределенность с бюджетом (чем выше расходы, тем больше ОФЗ приходится размещать, и тем выше ставки). Аналитик «БКС Мир инвестиций» Наталья Лаврова также не верит, что разрыв между фактическими и запланированными поступлениями от продажи нефти и газа будет полностью устранен во втором полугодии. Он прогнозирует дефицит бюджета по итогам года 4,5 трлн руб.

Можно ожидать некоторого торможения наращивания бюджетных расходов во второй половине года, пишут эксперты Института Гайдара, но существуют ощутимые риски того, что расходы бюджета будут на 1,5–2 трлн руб. выше плановых: «Мы придерживаемся ранее сделанных в Институте Гайдара оценок относительного годового дефицита более 4 трлн руб., или порядка 2,5% ВВП».

С учетом ликвидной части ФНБ и низкого долга проблем с финансированием столь значительного дефицита в течение года не возникнет, но ситуация может измениться в худшую сторону уже в следующем году (по мере исчерпания ФНБ и увеличения внутреннего долга), отмечают эксперты Института Гайдара: «И хотя объективно оценить устойчивость бюджетной системы в среднесрочном периоде пока не представляется возможным в связи с сохраняющейся высокой неопределенностью, в том числе в геополитике, а также в переориентации российской экономики в сторону азиатского рынка сбыта, следует признать, что Минфину удается держать ситуацию в сфере государственных финансов под контролем».