Минфин рассматривает повышение налогов для бизнеса в следующем году. Ранее чиновники говорили о сокращении расходов
«В условиях, когда у нас дефицит бюджета, налоговая политика становится производной от бюджетной политики. Сейчас идет активный процесс формирования бюджета на следующую трехлетку: определяются параметры дефицита и источники его финансирования. Потребуются ли налоговые изменения напрямую зависит от того, каким будет размер дефицита бюджета и какие будут определены источники его финансирования. Поэтому сейчас сказать ни да, ни нет невозможно», – так замминистра финансов Алексей Сазанов в интервью РИА «Новости» ответил на вопрос о том, планируется ли повышение налогов для бизнеса в следующем году.
Другие возможные источники финансирования дефицита известны: это внутренние заимствования (о внешних сейчас речи нет), использование заначки – Фонда национального благосостояния (ФНБ) или продажа каких-то активов (приватизация).
Можно увеличить заимствования, благо у России совсем небольшой долг: внутренний сейчас 19,8 трлн руб., внешний $37,6 млрд. В общей сложности это примерно 23 трлн руб., или 15,3% ВВП. В этом году Минфин намерен разместить ОФЗ на 3,5 трлн руб. Размер долга позволяет, вопрос в том, сколько сможет «переварить» рынок. Уход иностранных инвесторов уменьшил его емкость, это показывает недавний диалог министра финансов Антона Силуанова и президента Сбербанка Германа Грефа на Петербургском экономическом форуме. В ответ на вопрос министра, почему Сбер покупает мало ОФЗ, банкир ответил, что все лимиты выбраны. Это отчасти техническая проблема: Греф просил новых выпусков, поскольку в портфеле у Сбера слишком велика доля обращающихся бумаг. Но это и иллюстрация ограниченности рынка.
ФНБ тоже вовсю тратится. За первые пять месяцев из него изъято уже 441 млрд руб. при том, что ликвидная часть фонда составляла 6,6 трлн руб. Минфин регулярно продает юани по новому бюджетному правилу плюс в этом году из ФНБ могут направить 1,5 трлн руб. на финансирование проектов в дополнение к 356 млрд руб. трат по ранее подписанным соглашениям.
Говорить о приватизации всерьез невозможно: кто потенциальные покупатели и какую цену они будут готовы заплатить за российские активы? С иностранцами возможны разве что «политические» сделки. А что до российских… Вопрос, где они возьмут ресурсы: ЦБ считает кредитование сделок слияния и поглощения рискованным и еще до «спецоперации» принимал меры по его дестимулированию. Вряд ли государство захочет продавать активы по дешевке, как вынуждены делать западные компании, уходящие с российского рынка.
А если деньги все же найдутся… Сазанов не исключил повторного налога на «сверхприбыль» (с этим, правда до конца не разобрались). Для этого надо всего два условия: чтобы эта сверхприбыль была, а бюджет имел большой дефицит. Аналитик БКС не ожидают, что налог на сверхприбыль будет значительным, «однако повторное его введение означает увеличение налоговой нагрузки, снижение возврата на инвестиции и уменьшение стимулов к инвестированию, а также усиление неопределенности в отношении налогового режима для сектора».
Есть еще один способ снизить дефицит бюджета: сократить расходы. Практически все чиновники экономического блока говорили об этом на ПМЭФ. Там состоялся еще один диалог Силуанова и Грефа. Будет ли повышение налогов, поинтересовался он у Силуанова. Тот ответил: «А будет ли повышение расходов?». Похоже, что да, сказал Греф. «Тогда надо понять, кто за них заплатит, — заявил Силуанов. — Если хотим больше расходов, то надо понять, откуда возьмутся деньги. Деньги же из воздуха не бывают. Либо мы будем увеличивать дефицит и, соответственно, [вырастут] инфляция и ставки, за это заплатят население и бизнес. Либо мы увеличим налоги». Альтернатива — все та же «приоритизация» существующих расходов.
Посмотрим, что выберут.