Как россияне бронируют жилье без Booking.com и Airbnb
С момента остановки работы иностранных систем бронирования Booking.com и Airbnb в России гости стали в четыре раза чаще бронировать номера в российских отелях и пансионатах напрямую, а отечественные системы бронирования увеличили продажи в 20-30 раз, рассказал VPost основатель и генеральный директор системы управления отелями Bnovo.ru Валентин Микляев.
По данным Bnovo, на Booking год назад приходилось почти 80% онлайн-бронирований в России, на Airnbnb — около 1,2%. Оба ресурса объявили о прекращении бизнеса в России в начале марта, отменив брони внутри страны. В апреле Airnbnb отменила все брони российских туристов, в том числе за границей, пообещав положить выплаченные за них деньги на бессрочные депозиты.
По итогам марта 2022 года больше всего бронирований гости сделали напрямую (41% вместо 11% год назад). Если сравнивать доли систем бронирования, то теперь Ostrovok контролирует 40%, 101hotel (также работал под брендом AllhotelsMarket) — 17,8%, Яндекс.Путешествия — 13,1%, Bronevik — 10,5%), следует из отчета Bnovo. Год назад на каждый из этих сервисов приходилось в лучшем случае немногим более 1% бронирований.
Сейчас большие проблемы у отелей, которые работали только с Booking.com и Airbnb — а это 70% всех объектов размещения с фондом до 30 номеров, рассказывает Микляев. С владельцами апартаментов-физлицами и самозанятыми работает мало российских систем, и это очень большая проблема как для них самих, так и для гостей. Ведь в крупных городах и Краснодарском крае маленькие объекты занимают значительную долю рынка, объясняет он. Многих из них теперь надо искать на агрегаторах объявлений Avito или ЦИАН. Группы «частников», сдающих и снимающих жилье, можно искать в соцсетях. Некоторые, как например, хозяева семи апартаментов в центре Санкт-Петербурга или двух шале на Домбае, создали группу в Telegram, включив туда всех, кто уже останавливался у них.
Опрошенные VPost владельцы отелей и апартаментов сетуют, что комиссия у российских систем пока выше, чем была у Booking — как правило от 20% против 15-18%, но, что хуже, российские платформы сейчас демпингуют, конкурируя между собой, и владелец отеля может точно не знать, по какой цене система бронирования продает его номер. «Ценового паритета сейчас нет, это обижает гостей, когда они узнают, что кто-то получил номер намного дешевле, и нарушает условия договора с турагентствами, которым мы обещали давать лучшие цены», — объясняет владелец пансионата в Ленинградской области. Он надеется, что «ситуация устаканится» в ближайшее время.
Кроме того, большинство российских систем бронирования начинали как b2b платформы, то есть, были нацелены на работу с турагентствами, а не с конечным потребителем, поэтому им еще предстоит много работать над клиентским сервисом, быстрым возвратом средств за отмену бронирований, рассказывает директор московского отеля.
Сами платформы размер комиссии, и условия договоров c объектами размещения не раскрывают. При бронировании они предупреждают гостей, что условия отмены надо узнавать в объекте размещения. А например, в условиях бронирования отелей на «Яндекс.путешествия», указано, что договорные отношения у пользователя возникают с тем, кто будет оказывать ему гостиничные услуги, или с партнером «Яндекса», который оказывает услуги бронирования.
По словам Микляева, в сложившейся ситуации выиграли те участники рынка, кто развивал разные каналы продаж, в том числе продвигали бронирования напрямую через карты и справочники — они смогли заработать больше.
«Я пока не допускаю ситуации, чтобы в России было 50-100 различных систем бронирования отелей, которых сейчас стало много появляться. Скорее всего, через какое-то время образуется 4-5 лидеров без монополии — прогнозирует Микляев. Роль лидера, по мнению опрошенных VPost отельеров, может занять сервис «Яндекс.путешествия», который активно развивается, нацелен именно на самостоятельного путешественника и максимально приближен по функционалу к ушедшему Booking.com.