VPost-media
Редакция

Частным таксистам разрешат использовать иномарки, чтобы избежать коллапса рынка

Власти готовы разрешить таксистам-частникам работать на иномарках до 2028 года или даже дольше. Это позволит избежать дефицита водителей и резкого роста цен, но похоронит надежды «АвтоВАЗа» быстро увеличить продажи.

С 1 марта 2026 г. как такси можно будет использовать только те машины, что уже зарегистрированы в этом качестве, а новые должны быть российского производства из специального перечня Минпромторга. В вариант, опубликованный в начале октября, попали более 20 моделей от шести брендов, из которых только Lada, активно используется в такси – в основном, в регионах. Остальные не устраивают таксопарки из-за высокой стоимости и низкой надежности, объясняли представители отрасли. Минтранс поддерживает перенос вступления в силу закона о локализации такси для самозанятых на 2028 г. или более поздний срок, рассказал руководитель департамента автотранспорта Александр Васильченко.

Еще при обсуждении закона возник вопрос: как быть с самозанятыми водителями, которые используют личные авто для подработки в такси. Общее мнение — абсолютное большинство из них не станут покупать новую машину из официального списка, а просто уйдут в тень. Чтобы избежать этого, Минтранс поддерживает предоставление «частникам» отсрочки, объяснил Васильченко. По его словам, обсуждаются и более поздние даты вступления для них закона в силу — 2030 и даже 2033 г.

Закон уже предусматривает отсрочку для некоторых регионов. В Калининградской области закон вступит в силу в 2028 г., в Сибири и на Дальнем Востоке— в 2030-м.

Если самозанятые получат отсрочку, рынок получит передышку – удастся избежать резкого дефицита водителей и, как следствие, роста цен, говорит сотрудник отраслевой организации. Значительная часть водителей в таксопарках, по словам менеджера одного из них, работают как самозанятые. «Оценка доли самозанятых по большим таксопаркам в Москве колеблется от 25% до 90%, у нас, например, их более 40%», – объясняет он. Директор сервиса заказов такси «Максим» Максим Шушарин оценивал общую долю самозанятых водителей на рынке такси в 98%, а их общее количество в 2,5-3 млн человек.

По данным ФГИС «Такси», в сентябре в реестрах числилось 1,13 млн автомобилей, из них 834 тысячи — действующие. Это, по мнению представителей Минтранса, говорит об эффективности нового закона о такси, который вступил в силу в сентябре 2023 г. До этой даты государство располагало данными лишь о 350 тыс. водителей по всей стране, следовательно, произошло существенное обеление рынка.

При этом, как говорили представители таксомоторной отрасли на совещании в РСПП в сентябре, в конце 2024 г. в стране около 700 тыс. автомобилей такси принадлежали физлицам, и 70% из них использовались для подработки. И почти все эти машины не соответствовали требованиям закона о локализации.

Рынку и потребителям будет лучше, а вот «АвтоВАЗу», который был одним из лоббистов закона, отсрочка для самозанятых точно не понравится, рассуждает автомобильный эксперт. Автоконцерн рассчитывал за счет этого закона распродать стоки и дать импульс производству новой модели Aura, которая пока не пользуется спросом у частных покупателей, отмечает он. В список разрешенных для работы в такси автомобилей кроме Aura вошли Lada Granta, Iskra, Vesta, Largus, и даже внедорожники – Niva Legend и Niva Travel. Пресс-служба «АвтоВАЗа» уже на следующей день после публикации перечня Минпромторга объявила, что завод готов в 2026 г. увеличить производственный план на 100-200 тыс. автомобилей. «И тут получается, у него как раз примерно этот объем могут и отобрать – с учетом того, сколько новых автомобилей могло бы понадобиться таксистам-самозанятым в следующем году», – рассуждает автомобильный эксперт.