VPost-media
Редакция

Дальний Восток остался почти без машин после санкций Японии

Число автомобилей в продаже на Дальнем Востоке сократилось вдвое после введенного Японией запрета на поставку в Россию машин с пробегом, пишет Центробанк в обзоре региональной экономики со ссылкой на представителей рынка. По их данным, на машины, попавшие под санкции, приходилось до 80% продаж автомобилей в регионе.

Япония с 9 августа запретила экспортировать в Россию автомобили с двигателем более 1,9 л, а также все гибриды и электромобили. Новые машины японские производители прекратили поставлять еще весной 2022 года, эта мера ударила как раз по вторичному рынку. На японские автомобили с мощными двигателями, по оценке аналитического агентства «Автостат», приходилось 20% всех поступающих в страну иномарок с пробегом, а на гибриды и, как их называют на рынке, «электрички» – еще 30%.

Японское эмбарго совпало с кратным повышением утилизационного сбора. Результат не заставил ждать: в августе – начале сентября ввоз автомобилей через порты Приморского края сократился в три раза по сравнению с июлем, констатирует Дальневосточное ГУ ЦБ.

Дефицита автомобилей на Дальнем Востоке не наблюдается «вследствие рекордных объемов поставок в предыдущие месяцы». Действительно, в первые месяцы лета импортеры как новых, так и подержанных иномарок приложили максимум усилий к тому, чтобы сформировать запасы машин «на будущее» и по старой цене – с августа она повысилась из-за повышения ставок утилизационного сбора для юрлиц в 3,7 раза и ограничения на использование льготных ставок физлицами (по ним можно ввезти не более одного автомобиля в год), говорили эксперты «Автостата». Весь июль физлица делали запасы японских автомобилей с пробегом.

После того, как санкции вступили в силу, эти машины подорожали сильнее других. По данным аналитиков ЦБ, цены на них в августе выросли в Приморье более чем на четверть по сравнению с июлем, тогда как другие автомобили подорожали на 10–15%. В целом же в России, по оценке «Автостата», в августе средневзвешенная цена нового автомобиля установила исторический рекорд в 3,31 млн рублей против 2,87 млн руб. в начале лета и 1,52 млн в начале 2019 года, а у автомобилей с пробегом средневзвешенная цена достигла 1,082 млн против 490 000 рублей в начале 2019 г. Средневзвешенная цена автомобилей с пробегом выросла до 1,082 млн рублей против 1 млн руб. летом и 490 000 рублей в начале 2019 г.

Рост цен заставляет переключаться на другие машины. Так, в августе–сентябре продажи новых иномарок на Дальнем Востоке выросли почти в два раза по сравнению со средним уровнем января–июля – в основном за счет китайских брендов. В августе из Китая в Хабаровск доставили первую партию автомобилей с пробегом, напоминает ЦБ. Речь идет о машинах Changan и Great Wall ценою от 900 тысяч до 3,3 млн рублей. В сентябре на заводе Sollers в Приморском крае возобновилось производство, остановленное в 2022 году из-за ухода тогдашнего партнера – японской Mazda. Теперь Sollers выпускает там автомобили под собственной маркой Sollers ST6 на основе китайского пикапа JAC T6.

Это проблема не только Дальнего Востока. Сибирское ГУ ЦБ отмечает, что крупные автосалоны Красноярского края, Иркутской и Новосибирской областей ждут охлаждения спроса из-за роста стоимости автомобилей в связи с повышением утилизационного сбора и «введенным отдельными странами запретом на ввоз в Россию некоторых азиатских марок».

По данным «Автостата», за сентябрь Россия импортировала всего 17,2 тысячи иномарок с пробегом против 32 тысяч в августе и 51,3 тысяч в июле. Это соответствует уровню спокойного 2021 года, когда ввозилось примерно поровну новых и подержанных автомобилей, а основной объем продаваемых машин производился внутри России. После начала войны западные автоконцерны прекратили поставки и остановили производство на российских заводах. Рынок стал заполняться «секонд-хендом»: поставки автомобилей с пробегом к концу года на треть обогнали ввоз новых машин, в основном китайских. В этом году импорт новых автомобилей вырос за счет активности китайских производителей, в сентябре было ввезено более 80 000 новых иномарок. Более половины продаваемых в России новых машин теперь приходится на китайские бренды.