Продажи новых автомобилей быстро восстанавливаются, а бренды из Китая наращивают долю рынка
Аналитическое агентство «Автостат» в очередной раз переписало прогноз продаж автомобилей на год. В базовом сценарии будет продано 815 000 автомобилей – это на 4% больше, чем предполагалось ранее. Но это очень осторожный прогноз, отмечают в агентстве.
Если продажи зафиксируются на достигнутом в июне уровне – более 80 000 новых легковых автомобилей в месяц, то за год будет продано не менее 900 000, говорит гендиректор «Автостата» Сергей Целиков. Если же производство и импорт продолжат расти нынешними темпами (например, продажи в июне +14% к маю), то годовые продажи «легко перевалят за 1 млн автомобилей», уверен он.
Помешать этому могут «шоковые ситуации», оговаривается Целиков, например, еще более сильное падение курса национальной валюты – скажем, до 120 рублей за доллар. Пока эксперты ждут, как идущая девальвация отразиться на ценах. Скорее всего, так называемый альтернативный импорт сильно подорожает – перекупщики, везущие в Россию автомобили без разрешения автоконцернов, просто перепишут цены по актуальному курсу, тогда как официальные дистрибуторы постараются сделать рост цен более плавным, считает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Пока же можно предположить, что ожидаемый рост цен на автомобили приведет к дальнейшему старению автопарка – люди будут стараться покупать более бюджетные автомобили, а в сегменте до 2 млн рублей острый дефицит – поэтому все больше покупателей переключаются на автомобили с пробегом, сходятся во мнении эксперты.
Пока же рост рынка новых автомобилей обеспечивают китайцы, увеличивающие продажи трехзначными темпами. По оценке ресурса китайские автомобили.рф, сейчас в России продается более 100 моделей 29 китайских марок. И они методично наращивают долю рынка, не оставляя шанса на лидерство российской Lada. Доля китайских машин в продажах июня выросла до 49% против 46% в мае, тогда как доля Lada опустилась ниже 30%, хотя до этого уверенно превышала эту планку. Большинство экспертов считает, что за китайцами точно будет половина рынка, рассказывает Целиков. По его мнению, они получат и 60%, потому что массовой альтернативы им не видно, даже несмотря на то, что по средневзвешенной цене китайские автомобили уже ушли за 2 млн руб.