VPost-media
Редакция

Россияне стали чаще судиться с автодилерами из-за частых поломок и долгого ремонта машин

Россияне стали больше судиться с автомобильными дилерами из-за участившихся поломок и долгого ремонта автомобилей — как отечественных, так и китайских. В этом году число подобных дел выросло в 3-4 раза, рассказал президент ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин.

У машин самого продаваемого в стране бренда Lada неисправностей стало больше, а у заполонивших рынок китайских автомобилей проблемы с ремонтом из-за долгого ожидания запчастей и нехватки технической информации, объясняет он. Все это, по его словам, создает почву для судов с дилерами

У АвтоВАЗа после ухода западных концернов, поставлявших запчасти, резко поменялась компонентная база, а новые поставщики «пока адаптируются», продолжает Подщеколдин: «Из-за снижения качества запчастей в автомобилях часто возникают неисправности — то печка барахлит, то электрика заглючила». «Мы ремонтируем, но зачастую это не удается, и клиент идет в суд с требованием заменить автомобиль, суд длится от полугода до года, и по его итогам сумма взыскания может достигнуть 5 млн — и [на отсуженные деньги] человек может купить себе чуть ли не три Lada», — жалуется президент РОАД.

Проблемы с ремонтом китайских автомобилей, по его словам, начинаются с диагностики: китайские компании опасаются санкций не меньше, чем европейские и американские автоконцерны, и не дают российским дилерам доступ к своим базам данных и мануалам с технической документацией. В результате в дилерском центре зачастую даже не могут определить, что за ошибка считывается в них на сканере. Так что даже для китайских брендов, например, Lixiang или Zeekr, запросы на доступ к такой информации приходится отправлять как на BMW или Mercedes — через третьих лиц, виртуальные компании в ОАЭ или самом Китае, следует из слов Подщеколдина.

Из-за отсутствия каталогов запчастей дилеры заказывают детали по фотографиям, а потом — из-за того, что у большинства китайских производителей нет российских складов запчастей — ждут поставки из Китая по 30-40 дней, говорит Подщеколдин. При этом закон о защите прав потребителей позволяет им при затягивании ремонта более чем на 45 дней требовать обмена или возврата автомобиля. В случае обращения в суд истец может рассчитывать еще на огромную пеню — 1% в день от суммы иска плюс штраф до 500 000 рублей в свою пользу. В результате возник целый полукриминальный бизнес по выбиванию из дилеров по 2-3 стоимости автомобиля, возмущается Подщеколдин. «Ко мне в 90-х бандиты приходили, даже они 1% в день не назначали», — возмущается он.

РОАД изучила 87 свежих судебных дел о взыскании денег за неисправные автомобили разных марок в разных регионах и подсчитала: суды взыскали по ним 341% ущерба, или более миллиарда рублей при цене всех автомобилей 298 млн руб.

Поэтому ассоциация дилеров предлагает снизить пеню в 10 раз, до 0,1% от стоимости иска в день — даже это при цене Lada от 1,5 млн рублей позволит получить пеню в 1500 рублей в день, или 0,5 млн руб. за 10 месяцев, пока идет дело. Еще одно предложение РОАД — взимать штраф в таких делах не в пользу потребителя, а в пользу государства, чтобы снизить интерес для потребителей-экстремистов.

Если же ничего не изменится, дилеры начнут банкротиться, не в силах выплачивать огромные компенсации, предупреждает президент РОАД.