Инфраструктурные проекты в самых разных сферах — строительство дорог, очистных и сортировочных комплексов, социальных объектов — пострадают из-за наложенных на Россию санкций, признали участники сессии «ГЧП проекты с экологическим уклоном: и нашим и вашим» на форуме «Чистая страна». Хотя доля западного капитала в проектах была минимальна, они не смогут избежать общего кризиса в экономике. «Нас отбрасывает лет на 10 назад и по количеству, и по суммам контрактов. От текущего уровня останется треть», — описала картину управляющий партнер «Пионеры ГЧП» Дарья Годунова. Количество инвесторов будет уменьшаться, прогнозирует она, на конкурс будет в лучшем случае приходить один инвестор, который будет предлагать свои условия и получать контракт, если пройдет согласование. Запускаться будут некрупные проекты до 1 млрд руб., на которые может хватить остатков собственных средств, а также относящиеся к «нейтральным» к кризисам видам инфраструктуры: коммунальной и некоторым подвидам социальной.
Такие же прогнозы у аналитиков InfraOne Research — проекты до 1 млрд руб. Если ситуация на рынке останется сложной (то есть санкционное давление продолжит усиливаться и сохранится высокая ключевая ставка), то до конца года может быть заключено соглашений не более чем на 50-70 млрд руб., говорится в их свежем обзоре. Это примерно соответствует уровню 2012–2013 гг., когда концессионных соглашений в год заключали примерно на 30-35 млрд руб. Особенно пострадают популярные прежде ESG-проекты, то есть нацеленные на решение экологических, социальных или управленческих проблем. «Их перспективы дополнительно ухудшаются из-за того, что закрыт доступ к западным деньгам», – отметила руководитель InfraOne Research Александра Галактионова. Доступ России к ESG-рынку сократился до стран арабского мира и Азии, а это $3 трлн по сравнению с потенциальными $40 трлн в мире.
С момента принятия концессионного законодательства в 2005 г. и до конца 2021 г., было подписано и действовало порядка 500 соглашений дороже 100 млн руб. с общими запланированными вложениями около 2,6 трлн руб. (не учитываются расторгнутые и истекшие соглашения). В 2021 г. рынок вырос почти на 22% (данные InfraOne Research). Другой тип соглашений, ГЧП, реже применяется в крупных проектах. С того времени как появилось федеральное законодательство о ГЧП в 2015 г., им воспользовались 3500 раз, но общие вложения должны составить лишь 82 млрд руб., по данным Национального центра ГЧП. В 2021 г. можно выделить одно крупное подписанное соглашение: по строительству инфекционной больницы в Новосибирске стоимостью порядка 5 млрд руб., пишет InfraOne Research.
Роль государства на инфраструктурном рынке в ближайшие месяцы будет усиливаться, прогнозирует InfraOne Research. Государственно-частное партнерство станет еще ближе к государственно-государственному партнерству, констатировал управляющий директор ГК «Спектрум» Андрей Новиков.
Проблемы проектов
Проекты, которые находятся на стадии разработки, скорее всего будут заморожены или отложены. Контуры новой реальности непонятны, матрицу рисков зашкаливает, отметил Новиков.
Уже запущенные проекты будут дорожать. У Сбера ГЧП проекты только по переработке твердых коммунальных отходов — на 50 млрд руб. Часть из них на стадии эксплуатации и с ними проблем меньше. Но большая часть на стадии проектирования и все они дорожают из-за скачка курса доллара, логистических сложностей с поставками или отказа от поставок, рассказала руководитель направления финансирования ТКО Центра ГЧП Сбербанка Ирина Моргачева. Поставщики требуют 90% аванса, объяснила она. Не говоря уже о том, что при ключевой ставке ЦБ 20% стоимость проектного финансирования — 24%. При этом в концессиях изменение финансирования требует согласования с ФАС и это огромная проблема, отметила она.
Некоторые проекты просто не могут быть выполнены в том виде, в котором были задуманы. Не все можно импортозаместить или найти альтернативного иностранного поставщика, заметил Новиков. Тем более, что венчурное финансирование отечественных инновационных решений «в состоянии клинической смерти». В такой ситуации власти могут пойти на снижение требований к зданиям, застройщики будут сокращать расходы и снижать нормативы, уверен Новиков. Например, заменять иностранных поставщиков типа Otis на российских не очень современных. Это будет сказываться на уровне жизни в новых домах, например, не одно парковочное место на квартиру, а 0,1, предупредил он. И экологические нормативы, по которым раньше работали строители, будут снижаться. Есть сомнения, что китайские или турецкие сепараторы обеспечат тот же уровень сортировки отходов, что и европейское оборудование, добавила Моргачева.
Решают вопрос по-разному. «Где-то готовы расторгнуть соглашение и регионы готовы заплатить за проектирование и компенсацию. Где-то пытаются воспользоваться прочими субсидиями и особыми обстоятельствами, чтобы вне концессий покрыть удорожание», — рассказала Моргачева.
Рынок просит помощи
Если в условиях уже наложенных санкций и ограничений государство будет стимулировать концессии и ГЧП, то, вероятнее всего, инвестиции в них до конца 2022 г. составят 150-200 млрд руб., прогнозируют эксперты InfraOneResearch. Что все равно будет ниже темпов роста рынка за последние шесть лет (по 270-490 млрд руб.), но «такая активность позволит поддержать экономику и создаст рабочие места».
Необходимо спешно менять политику как ФАС, так и правительства, считает Моргачева: «Капитальные гранты, субсидии, налоговые льготы — умноженное на сокращение административных барьеров, вот чего ждет рынок от государства». В качестве действительно эффективных мер поддержки могут выступать классические инструменты такие, как прямое субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, выделение капитальных грантов новым проектам, а также помощь регионам для компенсации недополученных доходов региональным операторам и собственникам объектов обработки и захоронения отходов, заключили участники дискуссии.