VPost-media
Редакция

Она присоединилась к запрету США и ЕС на поставки автомобилей

Грузия запретила экспорт и реэкспорт американских и европейских автомобилей в Россию и Беларусь. Первые нельзя ввозить уже с 1 августа, а вторые – с 26 сентября. Таким образом страна заранее присоединилась к новым европейским ограничениям – и с большим опозданием – к старым американским. 

В ЕС с 25 сентября начнет действовать предусмотренный 11-ым пакетом санкций запрет на поставки в Россию новых и подержанных автомобилей с двигателями более 1,9 л, а также всех гибридных и электромобилей. Пока из Европы запрещено везти автомобили класса «люкс» дороже 50 000 евро. США же еще с весны 2022 г. запретили поставлять в Россию практически все машины, произведенные на их территории.

Экспорт легковых автомобилей в Россию стал важной для Грузии статьей внешнеэкономической деятельности. Сейчас это третий по величине экспортный товар. За первые шесть месяцев 2023 г. в Россию было перевезено 3786 автомобилей стоимостью $53 млн – в 3,7 раза больше, чем годом ранее.

В России же импорт автомобилей из Грузии практически незаметен – страна была очень маленьким каналом независимого импорта машин, объясняли эксперты. Поставки новых автомобилей были штучными, а с пробегом (таможня считает такими автомобили старше трех лет), на Грузию, по данным «Автостата», в июне пришлось 1,4% из 41 625 автомобилей. Первая пятерка стран-импортеров новых машин (в июне их было ввезено 55 670 штук): Китай (75,7%), Казахстан (9,6%), Кыргызстан (5,8%), Беларусь (2,9%) и Армения (1,8%), а топ-5 импортеров автомобилей с пробегом выглядит так: Япония (55,5%), Армения (12,9%), Беларусь (11,4%), Южная Корея (6,9%), Кыргызстан (5,5%). 

Тем не менее решение Грузии может сказаться на России. Через нее проходит самый короткий путь из Армении, которая стала важным каналом поставок автомобилей в Россию: почти 13% подержанных автомобилей и почти 2% новых. В Армении нет своего автомобильного производства, но ее экспорт автомобилей в Россию вырос в 200 раз до $180 миллионов в месяц. Через нее поставляются машины с пробегом со всего мира, в том числе много из США. Многие из них на транзитных номерах едут через погранпункт Верхний Ларс.

С 1 августа их перестали пропускать через него, рассказали VPost два таможенных брокера. Они надеются, что ситуация скоро разрешится и выйдут разъяснения/послабления, что транзит – не экспорт, и такие автомобили можно пропускать в Россию. Грузинские пограничники и таможенники порой реагируют на нововведения по принципу запретим, а потом разберемся. Например, в апреле они перестали пропускать в Россию дорогие машины на транзитных армянских номерах, но в мае все наладилось, только периодически кого-то тормозили, рассказывают участники рынка. В специализированных чатах уже предлагают контакты людей в Грузии, готовых «решить вопрос» с проездом автомобилей в Россию. Одному из брокеров рассказали, что будут пропускать автомобили, получившие транзитные номера в Армении, – но только если они выданы до 1 августа. Но пока они остаются по грузинскую сторону границы.

Экспорт подержанных автомобилей, скорее всего, все равно сократится. Россия с 1 августа повысила ставки утилизационного сбора – на легковые автомобили они увеличились в 1,7-4 раза. Правда, автомобиль для личного пользования с двигателем до 3 л можно ввозить по старым ставкам – если не продавать его в течение года.