Борис
Сафронов

Поставки потребительских товаров налаживаются, сырья и оборудования — нет

Восстановление импорта продолжается, следует из статистики Минфина об исполнении бюджета. Эксперты делают такой вывод на основании данных о связанных с импортом поступлениях: НДС, акцизах и пошлинах.

Аналитики MMI оценивают их в 299 млрд руб. — на 10 млрд больше, чем в сентябре. В результате годовые темпы падения налоговых поступлений от импорта в федеральный бюджет замедлились до -20,9% против -28,5% месяцем ранее, а по итогам 10 месяцев падение составляет 20,1%, отмечают они.

Метод косвенной оценки импорта товаров и услуг (на основе сборов НДС) указывает, что в октябре его стоимостной объем практически восстановился, а снижение стало наименьшим с начала кризиса, отмечают аналитики Промсвязьбанка. «По нашим оценкам, в октябре в долларовом выражении импорт был лишь на 4% ниже февральского уровня», — пишет экономист «Моих инвестиций» Григорий Жирнов.

Однако радоваться рано. Во-первых, как отмечают аналитики Промсвязьбанка, активное восстановление стоимости импорта в значительной степени связано с ростом цен: «В тоннах и штуках импорт снизился явно сильнее, но такая статистика недоступна». Во-вторых, восстановление импорта в бОльшей части связано с поставками товаров народного потребления, добавляют аналитики MMI, а вот поставки товаров инвестиционного назначения, по-прежнему, крайне затруднены: «Это очень плохие тенденции. Возможности развиваться и расширять производство подорваны. А наводнение товарных рынков дешевым иностранным ширпотребом является дополнительным негативным фактором для российских производителей».

ЦБ в докладе о денежно-кредитной политике подчеркивал, что помимо потребительских товаров начал восстанавливаться и инвестиционный импорт, напоминает Жирнов. Если и начал, то очень медленно, говорят участники рынка.

В сфере товаров повседневного спроса дефицита импортной продукции нет, уверенно говорят опрошенные VPost оптовики и ритейлеры. Здесь ассортимент товаров в розничных сетях стабилизировался еще летом: по данным Nielsen IQ он был всего на 2,3% ниже, чем годом ранее, хотя весной падение составляло 15%. Тем не менее, топ-менеджеры производителей и торговых компаний в сфере FMCG ставят риск перебоев в цепочке поставок товаров и сырья на второе место среди угроз для бизнеса в ближайшем будущем, сразу после риска дальнейшего снижения доходов населения. Год назад этот риск замыкал перечень главных угроз для бизнеса. Улучшилась и ситуация с электроникой: ассортимент смартфонов в сети «М.Видео-Эльдорадо» достиг январского уровня, рассказывал ее представитель.

Многие компании используют механизмы параллельного импорта и ввозят товары через другие страны, отмечает главный аналитик Совкомбанка Наталья Ващелюк, поэтому пока основные проблемы связаны с увеличением издержек и ограниченной пропускной способностью транспортной инфраструктуры на восточном направлении.

Сильно пострадали товары, хотя бы частично попавшие под санкции: производители перестают импортировать всю товарную категорию. Прямой импорт новых автомобилей упал, по подсчетам «Автостата», более, чем вдвое, а из Европы, США и Японии — более чем на 90%. Фактически сейчас в России идут официальные поставки только автомобилей китайских марок.

Импорт запчастей и комплектующих, по оценкам участников рынка, снизился на 70-80%. Практически остановились поставки аналитического оборудования для лабораторий из США, Европы и Японии, признавались VPost сотрудники R&D центров фармацевтических и химических компаний.

В некоторых сегментах, например стоматологии и эстетической медицине, удалось полностью наладить поставки продукции производителей, объявивших об уходе из России — по новым маршрутам и схемам, рассказывают руководители стоматологических клиник и клиник пластической хирургии. Например, уход из России популярного ирландского производителя филеров, в том числе ботокса, Allergan весной вызвал панику у врачей и клиентов и спекулятивный взлет цен. Но сейчас его продукция завозится в страну в нужном объеме и продается по февральским ценам, рассказал сотрудник крупного дистрибутора аптечной косметики.