Борис
Сафронов

Инфляционные ожидания и потребительские настроения растут, а спрос — нет

Очередной опрос «инФОМ» по заказу ЦБ принес противоречивые результаты. Инфляционные ожидания населения в феврале подскочили до 12,2% — это больше, чем в январе и декабре. Ожидания на год вперед остаются «в диапазоне повышенных значений апреля 2022 — января 2023 г.», , констатирует регулятор. Выросли ожидания людей как со сбережениями, так и без них.

Индекс потребительского настроения (ИПН) тоже растет — 102,2 пункта в феврале (0,8 к январю). Это максимум с мая 2018 г. Ожидания почти не изменились, зато оценки текущего состояния улучшились, отмечает ЦБ: как изменения личного материального положения за год, так и благоприятности текущего момента для крупных покупок.

Несмотря на все это, делать покупки россияне не спешат. Их склонность к сбережению продолжила увеличиваться, констатирует ЦБ. Доля тех, кто предпочитает откладывать свободные деньги, а не тратить их на покупку дорогостоящих товаров, увеличилась до 55,9% (1 п. п. к январю). Этот показатель растет с октября 2022 г. и сейчас находится на максимуме с марта 2021 г.

Сама инфляция при этом замедляется после ускорения в начале года. Низкая инфляция во второй половине февраля на фоне ослабления рубля говорит об ограниченности спроса, пишут аналитики Промсвязьбанка, называя ярким примером снижение цен на непродовольственные товары, в частности, «устойчиво дешевеющие» стройматериалы и электронику. Ценовые ожидания строительных компаний снижаются на фоне замедления роста издержек и сохранения негативных оценок текущего спроса, показал проводимый ЦБ мониторинг предприятий.

Его результаты подтверждают формирование инфляционного навеса: в феврале ценовые ожидания снизились (хотя остаются повышенными) — везде, кроме торговли. Там они выросли у оптовых поставщиков и торговцев автомобилями. В розничном сегменте ценовые ожидания не изменились. Оценки текущего спроса оставались сдержанными, но есть надежда: ожидания предприятий торговли относительно будущей динамики спроса улучшились, отмечает ЦБ.

При таком падении рубля с декабря опыту прошлых лет соответствовали бы инфляционные ожидания 13-15%, удивляется Александр Исаков из Bloomberg Economics и приводит два возможных объяснения. Первое: «именно так выглядят заякоренные ожидания, и опыт прошлого года наконец убедил потребителя, что курс может быть любым сегодня, но ЦБ сделает все правильно завтра». Второе: это временное отклонение от нормы и ожидания продолжат доберутся до 13-15% к апрелю. В любом случае, ключевая ставка в 7,5% начинает выглядеть низкой, заключает Исаков. Рост инфляционных ожиданий означает, что на мартовском заседании ЦБ, как минимум, должен сохранить жёсткую риторику, согласны аналитики MMI.

Одним из объяснений, почему при хороших потребительских настроениях, активность потребителей крайне низка, по их мнению, может быть вынужденное сокращение потребления — «товары, ушедшие с рынка (в первую очередь, автомобили, но также что-то из мебели, техники, одежды; услуги зарубежного туризма по ряду направлений), люди не готовы пока заменять на менее качественные».