VPost-media
Редакция

Дилеры просят банки выдавать 10-летние автокредиты, чтобы люди могли покупать машины

Продажи автомобилей установили рекорд с начала 2022 г., но впереди большие проблемы: рост цен и ставок по кредитам грозит даже не замедлением роста, но спадом в следующем году.

В октябре в России было продано 112 238 новых автомобилей — максимум с начала 2022 г., сообщило аналитическое агентство «Автостат». Это плюс 159% к октябрю-2022 и даже больше, чем в июле, августе и сентябре, когда россияне спешили закупиться иномарками сначала перед резким повышением утилизационного сбора, а потом — перед усилением санкций на поставку автомобилей. 

А еще — перед скачком ставок по кредитам. Это очень важный фактор для автомобильного рынка: по данным «Автостата», 40% новых машин продавалось в кредит. Количество выданных автокредитов на новые автомобили в октябре выросло по сравнению с сентябрем на 17%, а в рублях — на 14%, а на автомобили с пробегом — на 5% и 7% соответственно. Такой результат обеспечили последние выходные октября после того, как в пятницу 27 октября ЦБ объявил о повышении ключевой ставки с 13% до 15%. «Люди бросились покупать автомобили по старым ставкам, и мы еще наверняка увидим остаточный рост автокредитования в начале ноября — когда будут получать одобренные ранее кредиты», — объясняет исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. 

Автокредитование встало в первую же неделю ноября, когда банки начали повышать ставки, рассказали несколько дилеров и три человека, пытавшихся взять кредит на покупку машины. Кредитование схлопнулось не столько потому, что кредиты не хотят брать, сколько из-за того, что банки боятся их выдавать.

Ставка в 15% — заградительная для кредитования, и, учитывая, что в декабре ЦБ предупредил, что высокие ставки — это надолго, дешевых кредитов не будет и в следующем году, поэтому стоит ждать снижения продаж автомобилей, уверена руководитель проекта «Цифровая сделка» компании «Е-кредит» Дарья Тимченко. У большинства коллег в банках прогнозы по ключевой ставке [в следующем году] 12-14%, а это означает выдачу автокредитов под 20% с плюсом, объясняет она.

Большинство банков уже подняли свои ставки до этого уровня и заметно снизили уровень одобрения заемщиков. Сейчас, по данным «Е-кредит», он ниже 65%, тогда как до последнего повышения ставки был на уровне 70%. «Они оценивают риски неплатежей и вообще смотрят, что за заемщики готовы брать кредиты при таких ставках», — объясняет Тимченко.

Несмотря на это, обвала заявок нет, констатирует она. Возможно, это объясняется тем, что дилеры дают большие скидки на кредитные автомобили (они получают от банков комиссию) — люди берут кредиты даже под высокий процент, чтобы погасить его через два-три месяца, им это все равно выгодно, рассуждает гендиректор «Автостата» Сергей Целиков.

Кроме того, все понимают, что автомобили будут только дорожать: августовское повышение утилизационного сбора и новые правила его начисления, вступившие в силу 29 октября, добавили к цене автомобилей, ввезенных в страну, минимум 150 000 руб., а на мощные возрастные автомобили — более 1,5 млн руб. Для новых автомобилей, ввезенных дилерами, ставки выросли в два раза, а для многих физических лиц, лишившихся прав на льготный утильсбор в 3400 или 5200 рублей, — в десятки и даже сотни раз. 

Цены будут расти и из-за ужесточения правил альтернативного или параллельного импорта. Грузия перекрыла прямой транзит автомобилей из Армении в Россию — их теперь приходится ввозить через Казахстан и Кыргызстан, Казахстан не пропускает в Россию многие категории новых автомобилей, в первую очередь — дорогие, так что основной поток параллельного импорта в октябре шел через самый лояльный к этому процессу Кыргызстан. Эта страна вышла на втрое место после Китая по количеству импортированных в Россию новых автомобилей (до 3 лет, по методике ФТС): 8,6% от 86,79 тысяч. Она также занимает 4-е место после Японии, Армении и Беларуси по импорту иномарок с пробегом (8,5% от 21,98 тысяч).

Но там распространено занижение таможенной стоимости автомобилей и их растаможка по схемам, не одобряемым ЕАЭС, так что это «окошко» Россия тоже будет прикрывать, уверен Целиков. Конечно, новые схемы появятся, но они будут менее массовыми и более дорогими, сходятся во мнении эксперты.

То есть в следующем году автомобильный рынок будет сжиматься, поэтому дилерам, планирующим сохранить уровень продаж, нужно увеличить число банков-партнеров — их должно быть не меньше 20, чтобы уровень отказов был приемлемым, советует Тимченко. А крупным холдингам, по ее мнению, по примеру застройщиков стоит задуматься о субсидировании ставки. В целом для клиента процесс покупки автомобиля должен стать проще и комфортнее — буквально чтобы он не успевал опомниться и покупал на эмоциях, продолжает Тимченко. 

Другой прием, который применяют банки и дилеры для поддержания продаж, — увеличение срока кредитования. Автокредиты выдаются уже на 8 лет, а дилеры просят 10 лет, рассказывает она. Машины постоянно дорожают, поэтому даже на нынешних условиях есть желающие покупать их в кредит, но банки все равно думают, насколько надежно такое обеспечение. Участники рынка уже во всю шутят, что автокредитование пора переименовывать в «ипотеку на автомобиль».

Оптимизма им придает то, что россияне упорно хотят ездить на автомобилях, поэтому продолжают их покупать, несмотря на рост цен — и даже создают отчетливые всплески спроса перед введением очередных правил, за которым опять последует рост цен на автомобили и снижение их доступности.