Завод бьет рекорды благодаря «спецоперации», но теряет внутренний рынок
Казалось бы парадокс: крупнейший производитель грузовиков в России, контролируемый «Ростехом» и попавший под все возможные санкции «Камаз», никогда не чувствовал себя так хорошо, как в этом году. Все финансовые показатели будут рекордными, сказал директор по маркетингу «Камаза» Ашот Арутюнян на автомобилестроительном форуме IMAF-2023. Компания планирует как минимум удвоить выручку в традиционных для себя сегментах (это тяжелые грузовики) до 2030 г., сказал он. Цифр он, правда, не назвал и продажи завода не раскрыл.
В прошлом году «Камаз» получил рекордную чистую прибыль 5,4 млрд руб., продав около 45 000 грузовиков. В этом году продажи планировались чуть меньше – 43 000, но, судя по всему, результат будет существенно лучше. Неудивительно: рынок новых грузовиков, особенно тяжелых, массой от 14 тонн, в России растет невероятными темпами.
За семь месяцев, по данным «Автостата» продано 75,86 тысяч грузовиков – больше, чем за весь прошлый год (75 000) и на 71% больше, чем за тот же период 2022 г. По итогам года агентство ожидает прирост рынка тяжелых грузовиков минимум на 84%. Предыдущий рекорд был в 2011 г., когда в разгар олимпийских строек продажи выросли на 69%. Гендиректор «Камаза» Сергей Когогин прогнозирует, что по итогам этого года будет продано минимум 120 000 грузовиков.
«Это вообще аномально большой рынок. За последние 15 лет, по-моему, где-то на уровне 2012 года было нечто подобное, но тогда совершенно другие машины были, меньшей грузоподъемности», – сказал он в кулуарах форума «Армия-2023».
Армия и обеспечила успех «Камазу», рекордные показатели достигаются за счет поставок для военных, уверяют несколько участников рынка грузовых автомобилей. Мимо роста «гражданских» продаж «Камаз» проехал, не сбавляя скорости.
Долю на «гражданском» рынке «Камаз» быстро теряет, уступая его китайским грузовикам. В 2022 г. на российский автоконцерн приходилось примерно 40% продаж новых грузовиков, но весной его доля упала вдвое, показывают данные «Автостата». По подсчетам агентства, за 6 месяцев «Камаз» продал гражданским покупателям всего на 3% больше автомобилей, сколько годом ранее (15 447 против 15 050). И это несмотря на уход иностранных конкурентов, включая всю «большую семерку» (Man, Volvo, Mercedes, Renault, Scania, Iveco, Daf). Китайские производители увеличили продажи на сотни процентов (например, Faw – на 780%, Shacman – на 210%; впрочем, это эффект низкой базы).
С июля китайские конкуренты начали обходить «Камаз» по продажам. Например, на неделе, завершившейся 31 июля с продажами грузовиков в 3357 штук, впереди «Камаза» оказался китайский Sitrak (это новая марка, в первой половине 2022 года она в России вообще не продавалась). А по итогам недели, завершившейся 14 августа российского производителя обгоняли уже две китайских марки – Sitrak и Shacman. Из 3986 проданных за эти семь дней моделей на каждую их них пришлось 651, 722 и 851 автомобилей соответственно. При этом в тройке лидеров только «Камаз» снижает продажи от недели к неделе – у него падение почти на 12%. Реальные продажи Камазов выше на 55-60%: за год он продаст около 50 000 грузовиков (45 000 в 2022 г.), сказали VPost три партнера завода.
Коммерческие заказчики выбирают китайцев, потому что они заметно на 1,5-2 млн руб. дешевле «Камаза», самая бюджетная модель cамосвала которого сейчас стоит около 5 млн руб., а тягача — 10 млн. Вторая причина популярности «китайцев»: они представляют из себя более легкие в управлении копии европейских автомобилей, в отличие от «Камаза», к которому нужен «особый подход», рассказывает дилер грузовых автомобилей. Военных же это не смущает, заключает он.