VPost-media
Редакция

Минпромторг поставил крест на поставках недорогих машин через страны ЕАЭС

Россия никак не может восстановить производство автомобилей после ухода западных компаний, но продолжает наносить удар за ударом по дешевым иномаркам, в том числе подержанным. Последнее разъяснение Минпромторга практически похоронило надежды россиян покупать иномарки по приемлемым ценам.

Утилизационный сбор на автомобили, которые ввозятся для личного пользования через посредников, должен уплачиваться по полной ставке, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на Минпромторг: возможность оплаты сбора по льготным ставкам была оставлена для людей, которые «именно самостоятельно ввозят из-за границы автомобиль с объемом двигателя до 3 литров исключительно в целях личного использования». Иные способы ведомство рассматривает как обходные схемы для ввоза в страну автомобилей с целью перепродажи.

Так оно отреагировало на многочисленные жалобы населения по поводу новых правил уплаты утилизационного сбора на автомобили, импортируемые в Россию для личного пользования.

По этим правилам, которые начали действовать 29 сентября, автомобили из стран Евразийского союза (ЕАЭС) будут считаться ввезенными для личных целей только в случае, если их импортировало в союз физическое лицо по единым таможенным ставкам. Тогда россиянин, привезший автомобиль в Россию, может заплатить за него утилизационный сбор по льготной ставке — 3400 руб. за новый автомобиль и 5200 – за машину старше трех лет. Эта льгота действует только на автомобили с двигателем до трех литров и только раз в год, но если автомобиль продан в течение 12 месяцев, за него надо доплатить сбор по коммерческим ставкам – а с 1 августа это от 81 200 до 1,6 млн рублей за автомобили с ДВС и от 32 000 до 122 000 рублей — на электромобили (на них ставка поднимется с 2025 года). Более того, из разъяснений Федеральной таможенной службы (ФТС) выяснилось, что просто факта ввоза физическим лицом мало – автомобиль еще должен быть ввезен не как товар, по обычной декларации, а как личное имущество – по таможенной пассажирской декларации.

Россияне, купившие иномарки в Армении, Казахстане и Кыргызстане столкнулись с тем, что из-за резкого изменения правил от них требуют заплатить за автомобиль как минимум на 75 000 рублей больше. Это если двигатель до 1 литра, а если брать самые популярные машины с двигателем 1-2 литра, то доплата возрастает уже до 300 000 рублей. Много оказалось и тех, кто купил подержанную иномарку с двигателем около 3 литров – а это доплата в 1,2 млн рублей. «Заплатил за Toyota Camry в Армении 1,5 млн рублей, а теперь, получается еще 1,2 млн надо», – рассказал один из таких покупателей.

Покупатели таких иномарок, не представлявшие, что их ждет, пытались жаловаться. Они начали составлять петиции в интернете, обращались к депутатам Госдумы, правительству и президенту. Председатель комиссии Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов  обращался в правительство с просьбой отложить введение новых правил уплаты сбора до 31 декабря, чтобы те, кто уже купил автомобиль до 29 октября, но не успел ввезти его в России, смогли заплатить сбор по льготным ставкам.

Автомобиль, за который не уплачен утилизационный сбор, нельзя поставить на учет – значит, им нельзя пользоваться.

Импортеры автомобилей из стран ЕАЭС после введения новых правил начали экстренно перестраивають бизнес так, чтобы машины ввозили физлица и по пассажирским декларациям. Но если сбор будет взыматься так, как считает правильным Минпромторг, то это не поможет, ведь в страны ЕАЭС машины ввозят посредники. Через них импортируются почти все машины с пробегом в Армению, Казахстан, Кыргызстан – даже те, что потом оформляются на физлиц, рассказывают опрошенные The Moscow Times торговые компании.

«Никто не оформляет там их сам, приезжают и покупают автомобили, прошедшие оформление. Представляю, каким квестом с учетом санкций на поставку автомобилей в Россию, будет попытка купить напрямую на россиянина машину, например, на аукционе в США. А основной поток автомобилей в Армению идет именно оттуда», – рассказывает один из таможенных брокеров. «Так что если утильсбор будет собираться именно так, как сказал Минпромторг, то ввозить дешевые автомобили — за $10-20 000 – вообще смысла не будет. А это сейчас, пожалуй, самый массовый запрос из России», – соглашается владелец армянской автоторговой компании.

За последнюю неделю (с 31 октября по 7 ноября) цены на легковые автомобили российской сборки подскочили на 5,5% – при том, что иномарки подешевели на 0,4%, следует из данных Росстата.