Елена
Виноградова

Летать за границу стало очень сложно и очень долго

В первую очередь приостановка международного сообщения связана с опасением, что лизинговые суда будут арестованы за рубежом из-за санкций, вызванных событиями на Украине. Примеры арестов есть даже в странах, не присоединившихся к санкциям: в Ереване 3 марта задержан Airbus компании S7 — разрешение на его полеты было отозвано по заявки иностранного лизингодателя.

Но компании не хотят летать за рубеж и на самолетах, находящихся в собственности: никто не может гарантировать, что они не будут арестованы, чтобы вернуть лизинговые самолеты, признался VPost источник в S7. Есть и другие проблемы, знает он: в субботу из Египта в Россию не смог вылететь самолет «Уральских авиалиний», потому что часть его маршрута должна была проходить над Кипром, а тот не дал на это разрешение. Лучше не рисковать, уверен собеседник VPost.

Могут возникнуть проблемы со страхованием самолетов. Еще 4 марта чартерная Azur Air уверенно заявляла, что продолжит летать во Вьетнам, на Мальдивы, в Турцию, Египет и Объединенные Арабские Эмираты: у нее, одной из немногих в России, есть в собственности несколько дальнемагистральных самолетов с российской регистрацией. Но 5 марта она объявила о полной остановке международных полетов из-за страховки.

Иностранные страхователи резко увеличили стоимость полисов или стали отказывать в их продлении, считая Россию небезопасной страной. Из-за этого, полагают эксперты, опрошенные Ассоциацией туроператоров России, полеты в Россию остановили азербайджанские авиакомпании AZAL и Buta Airways, и до 10 марта приостановила египетская Egypt Air.

Точно продолжают полеты из России авиаперевозчики из стран, не присоединившихся к санкциям. Из центральной России проще всего улететь прямыми рейсами на восток — в Турцию рейсами TurkishAirlines и Pegasus, рейсами четырех арабских компании в ОАЭ и Катар, национальными перевозчиками — в Армению, Казахстан, Грузию (с пересадкой), Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан. Есть и экзотика — рейсы иностранных авиакомпаний в Улан-Батор, Касабланку, Бахрейн, Эфиопию, Венесуэлу и т. д.

В Европу же прямой путь один — в Белград рейсами Air Serbia.

Российские компании, сохранившие международные программы, летают в бывшие республики СССР, максимум — в Турцию.

Авиакомпания Red Wings в субботу, 5 марта, сообщила, что продолжит полеты по международным направлениям, имея в виду рейсы в Армению и Узбекистан. «Полеты выполняются на современных российских самолетах Sukhoi Superjet 100. Все они зарегистрированы в отечественном реестре, принадлежат российским финансовым институтам и застрахованы нашими страховщиками», — успокаивает Red Wings.

«Уральские авиалинии» собираются летать в Турцию, Таджикистан и Узбекистан, Utair — туда же, плюс в Армению и Азербайджан.

Очевидно, что резко возрастает значение региональных аэропортов, прежде всего на юге России — в Сочи, Минводах и Грозном. Краснодар и Ростов временно закрыты для полетов, и сколько продлится это ограничение сказать сложно.

Ростовская авиакомпания «Азимут» сохраняет рейсы из аэропорта Минвод в Гюмри и Баку, а из Сочи — в Стамбул. Utair будет летать в Стамбул из Грозного, а из Тюмени и Москвы — в Ереван, а «Иравиа» — из Иркутска в Узбекистан.