Западные компании стремятся на выход из России, в лучшем случае — приостанавливают работу и сотрудничество
В течение 30 лет после распада Советского Союза иностранные компании активно развивали бизнес в России — создавали рабочие места, развивали технологии, строили производства, торговали, консультировали, предоставляли финансовые услуги.
Буквально за несколько дней эти многолетние усилия были повергнут в прах.
Нефтегазовые компании, зарабатывающие в России миллиарды, отказываются от своих вложений. Автомобильные концерны прекращают поставки. Международные спортивные организации разрывают спонсорские контракты, исключают российские команды из соревнований, отказываются транслировать в России свои матчи. Консалтинговые и юридические компании перестают работать с государственными организациями.
Нефть и газ
BP, Shell и Equinor объявили о решении разорвать связи с российскими партнерами. TotalEnergies во вторник сообщила, что не будет впредь инвестировать в какие бы то ни было российские проекты. Из-за этого растет давление на другие компании, включая ExxonMobil, нефтетрейдеров Trafigura, Glencore, Vitol. И во вторник вечером ExxonMobil заявила, что выходит из нефтегазового проекта «Сахалин-1» и больше не будет инвестировать в России.
За один день Россия лишилась партнерства с западными компаниями, которое выстраивалось десятилетиями.
«После решения BP у других участников отрасли должны гореть пятки», — приводит Financial Times слова Кристиана Малека, глобального директора по энергетической стратегии JPMorgan. Сырьевики часто работают в сложных регионах, но сегодня в деятельности компаний и отношении к ним инвесторов гораздо бóльшую роль играют ESG-факторы (экология, социальная ответственность, качество управления), указывает он: «Как вы будете продвигать ESG-повестку, если работаете в стране, являющейся участником крупного конфликта?»
Иностранные компании продолжат отказываться от инвестиций в России, считает Георгий Волошин, эксперт по России в частной разведывательной фирме Aperio. По его словам, по крайней мере одна нефтесервисная компания уже пересматривает свои проекты в России: «Будет эффект домино, который распространится далеко за пределы энергетического сектора и захватит множество совместных предприятий и аффилированных компаний».
Российские власти же считают, что решения эти принимаются под давлением и хотят помочь им «взвешенно», по словам премьер-министр Михаила Мишустина, подойти к этому вопросу. Поэтому подготовлен проект указа президента о введении временных ограничений на выход иностранных инвесторов из российских активов, сказал он.
Профессиональные услуги
Руководители двух крупнейших консалтинговых компаний мира, McKinsey и Boston Consulting Group, пообещали больше не работать с российскими государственными органами.
В работе с клиентами мы следуем четким принципам <…> В свете идущей войны мы не будем выполнять никакой работы для правительства, и мы досконально анализируем весь портфель работ в России.
При этом компании подвергаются критике за недостаточную решительность. В ответ на заявление, сделанное в LinkedIn глобальным управляющим партнером McKinsey Бобом Стернфелсом, Андрей Карамитру (в его профиле сказано, что он 16 лет был старшим партнером фирмы) написал: «Вам должно быть стыдно. Вы ОТКАЗЫВАЕТЕСЬ закрыть офис McKinsey в Москве. Закройте его! Сейчас! Это кровавые деньги, на ваших руках, будут пятнать вас каждый день, что он будет продолжать работать».
Юридическая компания Baker McKenzie сообщила, что разорвет связи с несколькими российскими клиентами — правда, объяснив это необходимостью следовать санкциям. Среди ее клиентов — попавшие под них министерство финансов и ВТБ. Чикагская компания также сообщила в понедельник, что пересматривает операции в России. Аналогичное заявление сделала лондонская Linklaters.
Гендиректор аудитора KPMG Джонатан Холт написал в посте в Linkedin, что в свете санкций компания пересматривает операции и «прекратит отношения с некоторыми клиентами».
Автопроизводители
Daimler Truck Holding, один из крупнейших мировых производителей коммерческого автотранспорта, временно прекратил деятельность в России и может пересмотреть отношения с партнером по совместном предприятию «Камаз». Предполагается прекращение поставок комплектующих и производство грузовиков в рамках СП «Даймлер КАМАЗ Рус». В заявлении совета рабочих Daimler Truck говорится, что он считал бы правильным также избавиться от доли в «Камазе» (15%).
Volvo Car и Volvo, производители легковых и грузовых автомобилей соответственно, остановили продажи и производство в России. Harley-Davidson заявил, что приостанавливает бизнес в России (на регион «Европа, Ближний Восток и Африка», куда она включена, приходится 31% продаж компании).
«Мы осуждаем агрессию на Украине», — заявила во вторник BMW; компания останавливает поставки в Россию и сборку автомобилей в Калининграде.
General Motors приостановила поставки, Mitsubishi Motors сообщила, что руководство оценит риск продолжения работы в России.
Спорт и развлечения
Adidas во вторник приостановила партнерство с Российским футбольным союзом. Накануне Национальная хоккейная лига «немедленно приостановила отношения с бизнес-партнерами в России» и перестала обновлять русскоязычные сайты в социальных и цифровых медиа. НХЛ также не будет рассматривать Россию в качестве места для встреч со своими клубами: «Национальная хоккейная лига осуждает вторжение России на Украину и призывает к наискорейшему мирному урегулированию».
ФИФА и УЕФА отлучили Россию от мирового футбола, отстранив сборную России и клубные команды от участия в турнирах, в том числе в Чемпионате мира, который пройдет в конце года в Катаре. Перед этим Международный олимпийский комитет рекомендовал организаторам мероприятий запретить участие в них российских спортсменов.
МОК также лишил Владимира Путина почетного золотого Олимпийского ордена.
УЕФА подтвердила в понедельник, что отказалась от партнерства с «Газпромом» (€40 млн в год) и он не будет спонсором Лиги чемпионов и Евро-2024 в Германии. Ранее немецкий клуб «Шальке» отказался от спонсорского контракта с «Газпромом», а «Манчестер Юнайтед» — с «Аэрофлотом».
«Формула-1» отменила гран-при в России в этом году, а УЕФА перенесла финал Лиги чемпионов из Петербурга в Париж.
Walt Disney и WarnerMedia из-за действий России на Украине поставили на паузу показ новых фильмов в российских кинотеатрах. В прокат на этой неделе, в частности, не выйдут их фильмы «Бэтмен» и «Я краснею».
Авиаперевозки
В ближайший месяц российские авиакомпании лишатся нескольких сотен самолетов, потому что санкции ЕС запретили продажу, передачу, поставку или экспорт самолетов и любых компонентов для них. Сданные в лизинг суда подпадают под определение «поставки», поэтому до 28 марта европейские лизингодатели должны прекратить договоры с российскими перевозчиками и вывезти самолеты.
По данным авиаконсалтинговой компании Cirium, в России эксплуатируется 980 пассажирских лайнеров, из которых 777 — по лизингу. Из них 515 совокупной рыночной стоимостью около $10 млрд предоставлены зарубежными компаниями. Топ-менеджер — представитель отрасли оценил для FT долю европейских лизингодаталей примерно в половину — до $5 млрд.
То есть через месяц в России должно остаться примерно на четверть самолетов меньше.
Но даже оставшиеся надо обслуживать и ремонтировать, а ведь поставки компонентов запрещены. Так, техническое обслуживание самолетов «Аэрофлота» проводится, в основном, в немецком хабе, и ограничения будут иметь тяжелейшие последствия, сказал FT человек, близкий к российской компании: «Если ограничат обслуживание, поставки запчастей, это будет по-настоящему критично, потому что компания не сможет эксплуатировать самолет».
Rolls-Royce, ключевой поставщик новых двигателей, запчастей и сервиса для «Аэрофлота» с 25 февраля полностью прекратил сотрудничество с компаний.