Свободна седьмая часть площадей — хуже, чем в пандемию
По итогам I квартала средняя доля свободных площадей в ключевых торговых центрах Москвы достигла 14%, подсчитали аналитики компании Core XP (бывшая CBRE). В предыдущие четыре месяца она была 11,7%. Это худший результат за последнее десятилетие: за эти годы в крупнейших московских торгцентрах лишь однажды пустовало более 10% свободных площадей — в 2016 г. Тогда это объяснялось массовым вводом торговой недвижимости, которую арендаторы не успевали осваивать.
Сейчас же идет расторжение договоров с крупными международными сетями, ушедшими из России — в первую очередь это занимавшие большие площади H&M, Inditex (Zara, Bershka и др.), Uniqlo, Adidas, Nike и т д. Они закрыли российские магазины еще в первой половине прошлого года, но процесс расторжения договоров завершается только сейчас, а затем ситуация на рынке торговой недвижимости стабилизируется, объясняют эксперты Core XP.
Из-за закрытия магазинов падает и посещаемость торгцентров, отмечали эксперты NF Group (бывшая Knight Frank Russia) — в конце года она была примерно на 30% ниже, чем в 2021 г. Но в этом году пустых магазинов станет меньше, полагала и региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердева.
Владельцы московских торгцентров постепенно находят новых арендаторов — это российские компании, воспользовавшиеся новыми возможностями — Gloria Jeans, «Снежная Королева», «Спортмастер», Melon Fashion Group. Например, Gloria Jeans арендовала трехэтажный магазин в 5000 кв м в «Галерее Актер» на Тверской улице, который раньше занимал флагманский магазин H&M.
Появляются в московских торгцентрах и новые иностранные бренды — из Китая (Li-Ning, Anta Sports), Турции (Ipekyol, Twist, Madame Coco и др.), Армении (Alex YVN) и Белоруссии (Swed House, клон IKEA).
Судя по всему, доля пустующих магазинов в столичных торгцентрах перестанет расти, и они постепенно начнут заполняться новыми арендаторами, считают эксперты Core XP. Для того, чтобы заполнить пустующие площади, владельцы торцентров делят большие магазины на блоки помельче — например, площади Zara и Zara Kids в Афимолле, заняли четыре бренда (Emka, 2MOOD, Mavelty и Charuel). Владельцы торгцентров «Европейский» и «Щелковский» Год Нисанов и Зарах Илиев, похоже, запускают свой собственный бренд — их «Киевская площадь» зарегистрировала сайты с названиями, подходящими для брендов одежды — «inniwear», «inniapparel», «inni-clothes». А некоторые открывают временные магазины — pop-up — например, в «Афимолле» в таком формате появились новые турецкие бренды Ipekyol и Twist.
Привыкнуть в новому
Пока россияне настороженно относятся к новым брендам, пришедшим на смену привычным. Центробанк считает это одной из причин сжавшегося потребительского проса. «Люди со временем будут привыкать к новому товарному ассортименту. Он постепенно восстанавливается, появляются новые бренды взамен ушедших. Но потребители пока не спешат на них переключаться, — рассуждала недавно председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. — Характерная деталь — повысился спрос на услуги ремонта техники, одежды. То есть, вероятно, люди предпочитают не покупать новое, как часто поступали раньше, а стараются продлить срок службы того, к чему привыкли. Тем не менее рано или поздно возникнет потребность в обновлении техники, других вещей».
Неготовность россиян тратить то отражается в повышенной склонности к сбережениям. Приток средств населения в банки в феврале ускорился, особенно — на текущие счета, следует из данных ЦБ. Такая динамика депозитов свидетельствует о сохранении высокой нормы сбережений, о чем косвенно свидетельствует и умеренный рост необеспеченного кредита, отмечали аналитики MMI: вместе это «хорошо показывает, что домохозяйства пока не готовы отходить от сберегательной модели потребления».
Этот денежный навес из накоплений должен рано или поздно обрушиться, подстегнув спрос и всю экономику, полагают многие эксперты. Спрос в обозримом будущем могут подстегнуть накопленные «избыточные» сбережения, пишет Александр Исаков из Bloomberg Economics. С этим он связывает улучшение прогнозов экономики России в этом году. Сам Исаков ждет роста на 0,5%, причем «основной рост в этом году должен прийтись на потребление».