Екатерина
Мереминская

Логично распространить антимонопольную практику на всех, кто завышает цены

Одна из важнейших тактических задач, которую поставил перед собой экономический блок правительства — не допустить дальнейшего роста цен. Поскольку в основном на них действуют совсем не монетарные факторы (не просто падение курса рубля, но прекращение поставок в момент ажиотажного спроса), то надежды возлагают на Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Служба должна найти и обезвредить тех, кто не по необходимости, а по злому умыслу задирает цены. На прошлой неделе депутаты Госдумы пообещали руководителю ФАС Максиму Шаскольскому оперативно принять все необходимые для этого законопроекты.

ФАС уже разработала такой законопроект, знает человек, близкий к службе. VPost ознакомился с текстом проекта, чиновник Минэкономразвития подтвердил, что министерство получило законопроект ФАС. VPost ожидает комментариев от представителя ФАС. Суть поправок в закон о защите конкуренции — снизить долю рынка, начиная с которой несколько компаний считаются доминирующими.

Доказать, что цены завысил доминирующий игрок рынка — это основной инструмент, который есть у ФАС для борьбы с инфляцией. Служба может предписать такому игроку снизить цены, а также наложить значительный штраф (рассчитывается от всего оборота компании) за злоупотребление доминирующим положением.

Сейчас коллективное доминирование — ситуация, когда на три компании приходится более 50% товарного рынка или когда на пять компаний — более 70%. Новая статья «Особенности применения антимонопольного законодательства в 2022 году», по проекту, опустит порог доминирования для нескольких лиц до 35%, при этом доля каждого участника должна быть более 8%.

Также проект позволяет правительству выбрать товары, на которые можно ограничивать рост цен у продавцов — если цены уже повысились более чем на 30% за 90 дней. То есть распространить признаки доминирующего положения и на посредников.

Наказывать нужно тех, кто сговорился поднять цены, не имея на то объективных причин, то есть картели, считает заведующий кафедрой конкурентного права РАНХиГС Андрей Тенишев. Такое картельное поведение доказать сложно, поэтому ФАС предлагает объявить всех доминирующими игроками. «Но это убийство российского бизнеса, — предупреждает он. — Под удар попадут все — от строителей до ритейла. И большой бизнес и малый. Монополистом может быть объявлено даже сельпо в райцентре. Любой, чьи цены не устроили ФАС, независимо от вины может быть наказан „оборотным“ штрафом, а это десятки и сотни миллионов, иногда и миллиарды рублей». Рост цен это не остановит, уверен Тенишев, а вот к созданию дефицита и уходу добросовестных компаний в тень приведет точно. «И сведет на нет все усилия президента и правительства по поддержке бизнеса», — заключает он.

Если такой законопроект примут, это будет переход к прямому ценовому регулированию и к повышению административного давления со стороны государства, отмечает руководитель блока экономических исследований Kulik & Partners Law.Economics Татьяна Басова. Либерализация антимонопольного регулирования, выстраиваемая с 2012 г., признанная международной ОЭСР как одна из передовых в международной практике, даст обратный ход, отмечает она. Предложенные изменения идут вразрез с практикой правоприменения и подходами самой службы. Так, в разъяснениях Президиума ФАС указано, что краткосрочное увеличение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, цены на товар, обусловленное резким увеличением спроса на такой товар, не может быть квалифицировано как установление монопольно высокой цены. Спешное принятие предлагаемого законопроекта ФАС без оценки регуляторных последствий, наоборот, может способствовать потенциальным ошибкам в интерпретации поведения свыше 70% предприятий и привести к резкому снижению деловой активности в России, предостерегает Басова.

Есть надежда, что не все хозяйствующие субъекты попадут под предлагаемую инициативу ФАС России, поскольку 11 февраля 2022 г. Совет Федерации одобрил законопроект, наделяющий антимонопольным иммунитетом предприятия малого и среднего бизнеса с выручкой не более 800 млн руб. — положение такого юридического лица не может быть признано доминирующим, объясняет Басова.

Снижать порог коллективного доминирования до 35% — это, конечно, неправильно, доминантами становятся почти все, комментирует партнер, руководитель антимонопольной практики BCLP Николай Вознесенский. Но саму идею фактически распространить действие антимонопольного законодательства не только на доминантов, но и на других участников рынков, завышающих цены в период увеличившегося спроса, он называет логичной в условиях дефицита. «Представим, что производитель-доминант находится под предписанием ФАС и цены повышать выше какого-то уровня не может. Посредники приобретают у него продукцию и перепродают с 100-процентной наценкой. В итоге потребитель потерял, производитель тоже потерял. В такой ситуации нужно либо соглашаться, что и производитель-доминант вправе существенно повышать цены в силу резкого роста спроса, либо уже ограничивать по всей цепочке, — объяснил Вознесенский. — Главное, чтобы этот порядок не продлился после 2022 г.».

Кого наказывали за злоупотребление доминированием
  • Booking.com - ввела условие, что в других каналах продаж гостиницы не могут ставить цены ниже, чем они поставили на Booking)
  • Apple – «обеспечила конкурентное преимущество» собственному приложению Screen time
  • Amazon – навязывание невыгодных условий сотрудничества
  • Facebook – скупка компаний-конкурентов, ограничение продавцов на платформе
  • Google – необоснованные блокировки аккаунтов