Филипп
Стеркин

На прошлой неделе с 19 по 25 марта недельная инфляция серьезно сбросила обороты — до 1,16% с 1,93% неделей ранее. С начала марта цены выросли на 6,6%, с начала года — на 8,9%, в годовом выражении — на 15,66% после 14,53% неделей ранее.

Это лучше оценок. Аналитики «ВТБ капитала» ждали роста цен минимум на 1,6%.

О торможении роста расходов и тем самым инфляции свидетельствовали данные Сбериндекса. Траты населения за неделю по 27 марта в годовом выражении выросли на 7,3% — это примерно вдвое и втрое меньше, чем в предыдущие две недели. И именно на непродовольственные товары, которые были главным драйвером инфляции, особенно заметно замедлился рост спроса. А на бытовую технику он даже упал. Это отразилось и в инфляции — электропылесосы подорожали меньше, чем на 1%, смартфоны почти не подорожали, а телевизоры и вовсе подешевели.

Замедлилось удорожание строительных материалов, медикаментов, легковых автомобилей. В целом цены на непродовольственные товары, по данным Минэкономразвития, выросли на 1,5% против 2,6% неделей ранее. А с начала марта — на 10,2%.

Помогло укрепление рубля, пишет Минэкономразвиттия. Это главный фактор, удерживающий рост цен — укрепление рубля более чем на 7%, пишут аналитики «ВТБ капитала».

Но сильным остается рост цен на предметы гигиены и одежду. Замедлилась продуктовая инфляция — до 1,76% с 2%. Но ускоряется рост цен на мясо (свинину и говядину), мясные изделия, рыба, масло. Рост на сахар-песок, ставший символом инфляционного шока (с конца февраля он подорожал почти на 40%), наконец, замедляется — за неделю вдвое до 6,5%.

Но битва за сахар продолжается. ФАС возбудила дело против крупнейшего производителя сахара «Продимекс», против торговых сетей «Пятерочка» и «Магнит», начала проверки начала антикартельные проверки в отношении крупнейших дистрибьюторов сахара.

Помидоры, которые до сих пор стремительно дорожали (с конца февраля на 26%), начали дешеветь, резко замедлился рост цен на бананы — еще один инфляционный рекордсмен. Но ускоряется рост цен на другую проблемную группу — овощи открытого грунта — на 4-18%. Торговые сети столкнулись с нехваткой этих овощей и резким ростом цен на них, в первую очередь на капусту и морковь, писал «КоммерсантЪ» со ссылкой на источники в продуктовой рознице. С 1 по 27 марта цены на капусту у поставщиков выросли на 56%, на морковь — на 47%, на свеклу — на 62%, говорил собеседник «Коммерсанта» в крупной сети.

Что дальше?

Первый ажиотаж прошел, по каким-то позициям банально возник дефицит и/или цены выросли настолько, что подорожание стало ограничивать спрос, рассуждал Дмитрий Полевой, директор по инвестициям «Локо-Инвеста», укреплялся рубль, кто-то мог предпочесть взять паузу в надежде на снижение цен. Люди начинают переходить к сберегательной модели, фиксировал ЦБ. Аналитики «ВТБ капитала» ждут роста доли потребительских товаров и услуг в бюджетах домохозяйств до 55% в этом году с 47% — в прошлом.