Почти половину сырья на экспорт не могут вывезти из-за санкций
По данным аналитической компании Windward, сейчас в море находится 90 танкеров с 65 млн баррелей российской нефти. Из них семь с 5 млн баррелей сообщали, что направляются в США. Теперь им нужно искать новых покупателей.
В Европе танкер NS Champion «Совкомфлота», намеревавшийся разгрузиться в Шотландии, после британского запрета был вынужден направиться в Данию. Британия с 1 марта запретила заходить в свои порты кораблям, которые принадлежат России, управляются, контролируются, зафрахтованы ею, зарегистрированы в ней или ходят под российскими флагом.
В Британию приходило много российских танкеров с нефтью и СПГ, а также судов со сталью и другой продукцией, отмечает Ник Остин, специализирующийся на вопросах судоходства партнер юридической компании Reed Smith. «Теперь эти суда и грузы должны направляться еще куда-то или, что более вероятно, вообще не покидать Россию», — цитирует его Reuters.
Действительно, многие из них просто не покидают в последнее время российские порты. Обычно суточный экспорт России составляет:
• сырой нефти — 5 млн баррелей;
• нефтепродуктов — 2,7 млн баррелей.
Европа закупает около 60% этой нефти, а также большие объемы бензина, дизеля, печного топлива. По словам Сильвии Галларати, старшего аналитики Energy Aspects, бóльшая часть нефти в танкерах, которые сейчас следуют в порты назначения, была куплена и оплачена до начала украинских событий: «Но сейчас европейские НПЗ не приобретают российскую нефть». И это несмотря на рекордный за весь постсоветский период дисконт.
По информации JPMorgan Chase, предварительные данные о загрузке в России сырой нефти в марте свидетельствуют о падении загрузки на 1 млн баррелей в сутки в черноморских портах, еще на 1 млн — в балтийских и на 500 000 в дальневосточном порте Козьмино. Кроме того, недозагрузка нефтепродуктов на Черном море оценивается в 2,5 млн баррелей в сутки.
В конце концов, какие-то покупатели найдутся, такие страны, как Китай и Индия захотят взять российскую нефть, особенно с нынешним дисконтом, сказал Financial Times один трейдер. По его словам, крупные российские производители уже предлагают гибкие условия оплаты и разрешают покупателям не предоставлять аккредитивы.
В случае западного эмбарго российским нефтяникам в итоге придется сократить добычу, «но пока мы до этого еще не дошли», говорит Галларати (цитата по FT):
Чтобы такое произошло, покупатели должны держаться в стороне от рынка гораздо дольше.