Продажи автомобилей в России сократились впервые за год
Восстановительный рост российского автомобильного рынка в России похоже, закончился. Резкое повышение ключевой ставки ЦБ, утилизационного сбора и цен привели к тому, что продажи новых легковых автомобилей в ноябре оказались ниже, чем в предыдущем месяце. Такое произошло впервые с октября 2022 г. (за исключением января, когда продажи всегда меньше, чем в декабре).
За ноябрь продано около 108 000 новых легковушек — на 2,5% меньше, чем в октябре, сообщил Минпромторг со ссылкой на данные компании ППК, собирающей информацию о первичной регистрации автомобилей.
Причина падения — рост стоимости иномарок из-за повышения утилизационного сбора (более 50% проданных машин изготовлено за пределами России) и повышения ключевой ставки, перечисляет аналитик Промсвязьбанка Екатерина Хейфец.
Первым на повышение утильсбора отреагировал рынок автомобилей с пробегом — уже по итогам октября продажи таких машин в России упали на 4% по сравнению с сентябрем, сообщал «Автостат». Средняя стоимость автомобиля, предлагаемого на «Авито» — а это как раз по большей части машины с пробегом — с июля, когда было объявлено о резком повышении утилизационного сбора, до конца октября выросла на 15% до 1,57 млн рублей, указано в исследовании компании. Теперь пришла очередь новых машин.
Дорожают не только импортные автомобили. АвтоВАЗ с ноября индексировал цены (это даже привело к скачку инфляции). Его продажи в ноябре упали впервые за полгода — причем сразу на 12%. Президент компании Максим Соколов, впрочем, называл причиной рост процентных ставок: «Мы предполагали, что весь автомобильный рынок будет расти к Новому году. Но сейчас (в середине ноября. — ТМТ) то охлаждение спроса, на которое было нацелено решение ЦБ по повышению ключевой ставки, доходит и до авторынка».
Могло быть и хуже. Учитывая накопившиеся проблемы и то, что в ноябре традиционно низкий сезон для продаж автомобилей, продажи могли оказаться на 10–15% ниже, чем в октябре, прогнозировал в начале месяца гендиректор «Автостата» Сергей Удалов.
Причины спада сохранятся надолго. Утилизационный сбор с 1 августа вырос в среднем в 2–3 раза (например, за новый легковой автомобиль с двигателем от 1 до 2 литров теперь нужно платить 306 000 рублей вместо 178 400 руб.), и никто его обратно снижать не собирается — бюджету остро нужны деньги. Более того, автопроизводители и дилеры опасаются, что в начале года он может быть еще раз повышен — Минпромторг это не комментирует. Ключевая ставка с июля выросла вдвое — с 7,5% до 15% годовых, и большинство экспертов ждут ее повышения в декабре до 16%, а некоторые — и выше (например, аналитики Альфа-банка прогнозируют 17%). Сам Центробанк много раз предупреждал, что высокие ставки продержатся долго. А машины подорожали в первую очередь из-за девальвации рубля — с переносом курса в цены ничего не поделать.
Повышение ключевой ставки приведет к тому, что банки будут выдавать автокредиты под 20% годовых — по сути, запретительный уровень, сходятся во мнении дилеры и эксперты по автокредитованию. Так что цены на автомобили — и новые, и с пробегом — неизбежно продолжат рост, число покупателей снизится, и рынок начнет сжиматься.
Центробанк называет автомобильную отрасль в числе трех наиболее пострадавших от кризиса (наряду с авиацией и коммерческой недвижимостью). Она «демонстрирует восстановление на фоне наличия накопленного спроса на автомобили», отмечает он. Правда, восстанавливается он с низкой базы: сейчас российский автомобильный рынок примерно на треть меньше довоенного. Пока он рискует остаться на этом уровне. «У отечественных компаний, в отличие от китайских, есть проблемы с инвестициями и комплектующими, а также с проведением взаиморасчетов с контрагентами», — отмечал ЦБ. Теперь к этому добавилось падение спроса.
Сокращение продаж новых автомобилей продолжится в декабре и сохранится до середины 2024 г., пишет Хейфец. Восстановление спроса, по ее мнению, будет возможно после снижения ключевой ставки и замедления темпа роста стоимости иномарок.