После повышения утильсбора растут поставки в Россию автомобилей из Китая по доверенностям от покупателей-физлиц
Креативность российского бизнеса позволяет ему не только обходить санкции, но и находить ответ на жесткие действия властей, например, резкое повышение утилизационного сбора на автомобили.
С 1 октября он подскочил на 70-85%, и с 2025 г. будет индексироваться на 10-20% в год. Это очень чувствительный удар: правительство рассчитывает в следующем году собрать с импортируемых автомобилей 1,14 трлн руб. против 680 млрд руб. в этом году. Для новых иномарок самого популярного типа – с двигателями объемом от одного до двух литров сбор вырос с 300 600 рублей до 556 000 рублей, а в 2025 году он – до 667 000 рублей, для автомобилей с двигателем 2-3 литра сбор вырос с 844 000 рублей до 1 563 000 рублей, в следующем составит 1 875 600 рублей. На автомобили с пробегом ставки вырастут сильнее. Это приведет к резкому подорожанию иномарок, дилеры уже начали поднимать цены, хотя пока всего на 50-70 000 рублей, потому что пока распродают ранее ввезенные автомобили. Но все признают, что это только начало, и до конца года придется заложить сбор в цены, сотрудник автоторговой компании.
Но россиянам оставили возможность раз в год ввозить один автомобиль для личного пользования с уплатой утильсбора по льготным ставкам – 3400 рублей за новый автомобиль и 5200 руб. за иномарку старше двух лет.
Продавцы «серых» автомобилей быстро сориентировались и начали массово закупать автомобили в Китае, оформляя их на физлиц – это позволяет при ввозе машин экономить от 800 000 до 1,5 млн рублей, рассказали VPost три российских дилера. «Они нашли лазейку, позволяющую массово ввозить автомобили и платить льготный утильсбор», – говорит один из них.
Схема выглядит так: посредники получают от россиянина доверенность на представление его интересов при покупке автомобиля, приобретают машину в Китае и за комиссию привозят его в Россию конечному покупателю. Тот изначально фигурирует в документах как покупатель, и поэтому спокойно платит утильсбор по льготной ставке, рассказывают дилеры. Из Китая можно привести автомобиль как местного бренда, так и практически любого международного.
Новая лазейка спустя всего несколько дней после повышения утильсбора так широко рекламируется и применяется, что официальные дилеры китайских брендов занервничали, говорит один из них. «По моей информации, прошло уже сотни таких сделок, а это значит, что на российском рынке появится заметное количество "серых" автомобилей, которые минимум на 20% дешевле аналогов, что стоят в наших автосалонах», – возмущается дилер. Он уверен, что значительная часть этих автомобилей на деле будет завозиться не для личного пользования, а для перепродажи.
Оценить масштаб явления, в частности, отследить в статистике долю такого импорта новых автомобилей из Китая пока невозможно, но эта страна уже несколько месяцев набирает популярность как экспортер автомобилей для физлиц. Об этом можно судить по доле Китая в импорте автомобилей с пробегом: по данным «Автостата», еще недавно она была почти нулевой, но этим летом достигла 7%. В январе-июле из Китая в Россию было ввезено всего 5300 автомобилей с пробегом, а в августе – уже более 2500. «Если раньше дилерское сообщество пыталось бороться с повышением утильсбора, то теперь мы обсуждаем необходимость хотя бы перекрыть лазейку для "серого" импорта автомобилей, которые значительного выигрывают в цене у официального импорта», – говорит один из дилеров.
Прежде машины таким образом ввозились в основном через страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), но власти перекрыли эту лазейку. С 1 октября ввозить таким образом из стран ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан) можно только автомобили, которые находились там не менее 12 месяцев. Иначе утильсбор надо платить по полной ставке.
Брокер, занимавшийся поставками таких автомобилей, объясняет, почему большинство машин ввозились через ЕАЭС и растомаживалось там: «Во-первых, санкции: Япония не поставляет в Россию автомобили с объемом двигателя больше литра, страны ЕС и Южная Корея – автомобили дороже 50 000 евро, а США – практически все автомобили. То есть, остальные автомобили должны экспортироваться в другую страну. Кроме того, выгода: раньше в ЕАЭС автомобиль можно было растаможить дешевле, чем в России». Но с апреля российская таможня требует в таком случае доплатить разницу.