Таким образом в Россию ввозится уже каждая восьмая новая машина
Продажи новых легковых и коммерческих автомобилей в России в январе оказались на 63,1% ниже, чем в январе 2022 г. — по подсчетам комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в стране продано всего 32 499 автомобилей. То есть, по версии организации, объединяющей крупнейших российских и международных автопроизводителей и получающей от них данные о продажах, динамика рынка вернулась к худшим месяцам прошлого года, когда рынок падал более чем на 60%.
Как же тогда быть с гораздо более оптимистичными данными агентства «Автостат», оценившего продажи новых легковых автомобилей в феврале в 45 321 штуку, что «всего» на 47,4% меньше, чем в январе-2022? Откуда взялись лишние 13 000 автомобилей?
Разница объясняется тем, что «Автостат» ориентируется на данные о первичной постановке на учет новых автомобилей. Поэтому, в его статистику попадают как бренды, не предоставляющие отчеты АЕБ, вроде китайской Chery — по данным «Автостата», она стала самой продаваемой иномаркой января (5500 автомобилей, плюс в стране еще более 1800 автомобилей Exeed, премиального бренда концерна Chery), так и параллельный импорт.
«Автостат» дает данные о продажах новых автомобилей со ссылкой на электронные ПТС с апреля 2022 г. (он, в отличие от АЕБ, не включает легкие коммерческие автомобили). Несмотря на разницу в методиках, в течение прошлого года сильных расхождений по динамике рынка у АЕБ и «Автостата» не было. Так, спад рынка по итогам года оба оценили в 59%. Сходство результатов объяснялось распродажей остатков автомобилей со складов официальных дилеров, но к концу года, когда запасы официально импортированных и произведенных на российских заводах иномарок стали заканчиваться, а неофициальный импорт, напротив, набирать обороты, данные стали расходиться все заметнее.
Эта разница между данными об официальных продажах автомобилей и их постановке на учет помогает понять, сколько новых машин было ввезено в Россию по параллельному импорту. Например, АЕБ считает, что в феврале в стране продано 1415 автомобилей корейской Kia (она оказалась единственным не российским и не китайским брендом в топ-5 самых продаваемых марок), а по данным «Автостата» — 2295. По версии АЕБ, продано 185 автомобилей Hyundai, включая легкие коммерческие, а «Автостат» насчитал 1542 вставших на учет легковых Hyundai. Toyota официально продала за февраль 60 Toyota и 5 Lexus, а на учет встали почти 1000 Toyota (992) и более 100 Lexus (111).
Или взять французскую Renault, объявившую в прошлом году о полном прекращении продаж в России, или просто прекративших поставки японскую Mitsubishi и британский Land Rover. В статистике АЕБ их, естественно, нет. Но за февраль на учет встало 714 новых Renault, 666 Mitsubishi и 93 Land Rover, сообщает «Автостат».
Разница между официальными продажами и количеством поставленных на учет автомобилей, как минимум в случае с Toyota и Mitsubishi, у которых не было больших запасов автомобилей в России, дает представление об объеме параллельного импорта, говорили VPost представители «Автостата», автоконцернов и дилерских компаний.
В целом, если вычесть данные тех китайских брендов, что не предоставляют данные АЕБ, можно оценить параллельный импорт новых иномарок на российском рынке уже примерно в 4000-5000 автомобилям в месяц, или 10-12% продаж. 12% это минимальная оценка доли неофициального импорта новых машин, подтверждает выводы VPost исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Правда, ввозимые в Россию новые иномарки формально не назовешь параллельным импортом, отмечает он: основной их объем ввозят через физических лиц: так дешевле и проще с оформлять документы.