Импортеры автомобилей вынуждены менять географию поставок
Армения стремительно увеличивает долю в импорте подержанных иномарок в Россию. В феврале она обогнала Белоруссию и вышла на второе место после Японии по поставкам иномарок с пробегом в Россию с долей 14%, а в марте она еще выросла. Как показали подсчеты «Автостата», из 39 856 ввезенных в марте машин старше трех лет (26% к февралю) 19% попали в Россию из Армении.
Доля Японии сократилась с 52% до 48%, третье место (12,5%) сохранила Белоруссия, через которую в Россию ввозят — и перегоном и на автовозах, поддержанные автомобили из Европы, прежде всего из Прибалтики, Германии и Польши. Далее следуют Южная Корея, Германия, Киргизия, Грузия.
А вот из Казахстана автомобили с пробегом везти практически перестали: его доля опустилась ниже 1% с 3%. Через эту страну, граничащую с Китаем, гораздо выгоднее ввозить новые иномарки с китайских заводов — как локальных брендов, так и международных — маржа от их продажи пока как минимум вдвое выше, чем от продажи машин с пробегом, объяснили VPost сотрудники компаний-импортеров. Доля Казахстана в импорте новых легковых автомобилей по итогам марта составила 12%, это второе по популярности направление ввоза после самого Китая (на него приходится уже более 70% импорта против 64% в феврале). Но несмотря на удобную логистику, доля Казахстана снижается и в поставках новых автомобилей — в феврале на него приходилось более 16% импорта.
Импортеры объясняют это тем, что позиция властей Казахстана в отношении российского транзита менее дружелюбная, чем у Армении. Их тревожат периодические напоминания казахстанских чиновников, что страна будет препятствовать обходу антироссийских санкций и тормозить транзит санкционных товаров через свою территорию. Это значит, что нужны различные схемы с таможенным оформлением в Казахстане или участием в поставках третьей страны.
В Армении таких проблем пока нет, поэтому именно на нее сейчас переключаются многие импортеры и логисты, прежде работавшие с Турцией. С марта транзит санкционных товаров через Турцию тоже усложнился.
Белоруссия, Киргизия и Армения — следующие по объему импорта новых машин с долей около 3%.
Всего за март в Россию было ввезено 37 231 новых автомобилей почти на 56% больше, чем в феврале (таможня считает новыми автомобили до 3-х лет). Быстрый рост объясняется тем, что китайские автоконцерны налаживают прямые поставки своих автомобилей.
ЕС и страны, поддерживающие его санкции, весной прошлого года запретили поставки в Россию автомобилей дороже 50 000 евро и запчастей к ним, а США запретил импорт практически всех видов и марок автотранспорта.
Ситуация с импортом очень подвижная, зависит от многих факторов, на нее, несомненно, повлияет ослабление рубля, которое вызовет рост цен, так что могут меняться и объемы, и пути импорта, отмечает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.