VPost-media
Редакция

Крупнейшие порты Европы отчитываются о потерях из-за антироссийских санкций

Порты Роттердама, Гамбурга и Антверпена, через которые до начала «спецоперации» проходило около 70% импортных грузов в Россию, отчитались о снижении перевозок. Одна из главных причин — прекращение транзита российских грузов после введения санкций.

Порт Гамбург (Германия) сообщил о резком падении контейнерных перевозок — почти на 16% до 1,9 млн морских контейнеров (TEU) и снижении общего грузооборота на 10,2% до 28,1 млн тонн. Гамбург, исторически бывший воротами в Восточную Европу, остро ощущает на себе последствия потери российского бизнеса, объяснил представитель порта. В начале 2022 г. России была четвертым по значению партнером порта, а сейчас потока российских грузов практически нет, отметил он. Среди других причин падения — не восстановившийся после пандемии грузооборот с Китаем, геополитическая напряженность, высокая инфляция, снижение потребительских закупок, затоваривание складов и забастовки в Германии.

До начала «спецоперации» главным транспортным путем импортных товаров в Россию был европейский, около 70% контейнеров с импортом шли на океанских контейнеровозах в порты Гамбурга и Роттердама, а там в свободной экономической зоне без досмотра перегружались на фидерные суда и отправлялись в основном в Санкт-Петербург, а также в порты Польши и других стран Балтии. После введения европейских санкций на страхование российских грузов, на поставку в Россию обширного списка продукции этот маршрут практически остановился: крупнейшие мировые транспортные перевозчики перестали работать с российскими грузами, российским судам запретили заходить в европейские порты, а все контейнеры с грузами для России стали досматривать в поисках санкционных товаров. Доставка санкционных грузов через Европу стала невозможной, а несанкционных — совершенно непредсказуемой по срокам, и дороже в разы, объясняли VPost сотрудники логистических компаний. Импортеры перенаправили грузы в порты Дальнего Востока, Турции и Ирана.

Крупнейший порт Европы, нидерландский Роттердам сообщал об ухудшении результатов по сравнению с прошлым годом. Общий грузооборот, остававшийся по итогам прошлого года практически неизменным, в I квартале 2023 г. снизился на 1,5% из-за усиливающегося падения контейнерных перевозок. Оборот контейнеров оказался на 11,5% ниже — 31,5 млн тонн и 3,2 млн морских контейнеров (TEU). По итогам прошлого года порт фиксировал снижение контейнерного оборота на 5,5% в тоннах и отмечал, что увеличение потока контейнеров из Азии не компенсирует практические полное прекращение перевозок в Россию.

Объединенный бельгийский порт Антверпен-Брюгге, крупнейший по отправке экспортных грузов из Европы, в прошлом году сообщал о падении грузооборота на 5% и контейнерных перевозок на 8,6% до 145 млн тонн. В I квартале общий грузооборот порта был ниже на 4,5% год к году, а с Россией перевозки в январе–марте 2023 года были втрое ниже, чем годом ранее. Из-за этого контейнерооборот порта сократился на 6,6% в тоннах и на 5,7% в TEU.

Эффект от антироссийских санкций начал отражаться в статистике только сейчас из-за инертности отрасли, объясняют логисты. Они вывозили свои грузы из европейских портов до осени 2022 г.