Борис
Сафронов

Минфин отчитался об исполнении бюджета в мае

По предварительной оценке, доходы федерального бюджета в январе–мае составил 9,82 трлн руб. — на 19% ниже, чем годом ранее (в мае 1,2%), сообщил Минфин. Ненефтегазовые доходы радуют ведомство: почти 7 трлн руб. за пять месяцев — они опережают график и «вышли в устойчиво положительную область — в том числе к уровню 2021 года». Про накопленные за эти два года почти 20% инфляции Минфин деликатно умалчивает.

А вот «нефтегаз нас подкашивает», как говорил в апреле министр Антон Силуанов. По итогам пяти месяцев они вдвое меньше, чем в рекордном прошлом году — 2,85 трлн руб. В мае нефтегазовые доходы оказались на 30,6 млрд руб. ниже ожиданий Минфина (и, разумеется, базового уровня), в июне Минфин тоже ожидает, что они также окажутся ниже базового уровня. С начала года Минфин получил из ФНБ по обновленному бюджетному правилу уже 439 млрд руб., посчитали аналитики MMI. «Сильный недобор НГД в мае и негативный прогноз на июнь — это мощный негативный сюрприз, — пишут они. — Многие наши коллеги считали, что уже в июне Минфин перейдет к покупкам юаней. Но факт оказался намного мрачнее прогнозов».

Но Минфин преисполнен оптимизма: «Месячная динамика нефтегазовых доходов постепенно выходит на стабильную траекторию, соответствующую их базовому уровню (8 трлн руб. в год)». Как именно доходы на нее выходят, Минфин не объясняет, лишь повторяя мантру «Уточнение механизма определения налоговой базы „нефтяных“ налогов и сокращение ценовых дисконтов будут содействовать дальнейшему восстановлению налоговых поступлений от нефтяного сектора — особенно во втором полугодии». Речь идет об ограничении дисконта российской нефти Urals к эталонной Brent для целей налогообложения до $25.

Зато расходы в мае Минфин смог обуздать. Они, по предварительной оценке, составили за 5 месяцев 13,23 трлн руб., превысив показатели прошлого года на 27%. Месячная динамика исполнения расходов постепенно выходит на нормальный уровень после ускоренного финансирования в январе–феврале отдельных контрактуемых расходов, отмечает Минфин.

Дефицит бюджета, таким образом, составил 3,4 трлн руб. — столько же, сколько по итогам четырех месяцев. Расходы в январе–апреле были 11,2 трлн руб. — получается, за май бюджет потратил 2 трлн руб.

Эксперты оптимизм Минфина не разделяют. Расходы в мае оказались близки к сезонной норме — хотя чтобы уложиться в план, в какой-то момент до конца года они должны стать заметно ниже нормы, отмечают https://t.me/xtxixty/3473 аналитики «Твердых цифр». Они ожидали в мае профицит, предполагая, что «дивиденды от Сбера станут доходами в мае, а траты окажутся меньше».

Отклонение доходов от плана, скорее всего, окажется в пределах 1 трлн руб. и будет обусловлено недобором НГ доходов, полагают аналитики «Твердых цифр», а расходы в нынешних условиях они оценивать не берутся, лишь напоминая, что бюджет-2022 предполагал расходы 23,7 трлн руб., а в итоге они достигли 31,1 трлн руб. (включая 1,5 трлн авансового трансферта в соцфонды).

Доходы в этом году, по-видимому, дотянут до запланированных 26,1 трлн — провал нефтегазовых будет компенсирован более высокими ненефтегазовыми доходами, считают аналитики MMI. «А вот расходы уже точно не смогут уложиться в 29,9 трлн (текущая бюджетная роспись), — уверены они. — Мы ждем, что они составят не менее 33 трлн руб., а дефицит будет в районе 7 трлн».

Несмотря на заявления о том, что необычно высокие расходы января-февраля будут компенсированы замедлением в последующие месяцы, данные такого замедления не показывают: расходы в этом году идут на 31,6-35,9 трлн руб., отмечает экономист Bloomberg Economics Александр Исаков. Нижняя граница — если в оставшиеся месяцы расходы вернутся к нормальной сезонности, но из 5 прошедших месяцев пока не было ни одного такого, продолжает он: сезонная норма для мая на 200 млрд руб. ниже фактических расходов в 2 трлн (если исходить из расходов на год в 29,1 трлн). А верхняя граница 35,9 трлн получается в предположении, что расходы уже осуществляются согласно обычной сезонной норме, и «исполненные 13,2 трлн — это примерно 37% того, что будет потрачено за год».

Не стоит рассчитывать на сокращение расходов: наоборот, впереди ускорение расходов перед опорными избирательными кампаниями — так называемый пик Алесины, предупреждает Исаков: «Такая цикличность в заработных платах, занятости и ВВП — и международная норма, и у нас наблюдается стабильно раз в 6 лет».

Его оценка дефицита федерального бюджета по итогам года — 6-7 трлн руб.