VPost-media
Редакция

Цены на российские автомобили растут вслед за подскочившей стоимостью их перевозки

Резкое повышение утилизационного сбора не коснулось автомобилей российского производства, но они не избежали другой напасти – подскочивших цен на перевозку.

УАЗ добавил к цене своих автомобилей у дилеров 50 000 рублей – как компенсацию за резко подорожавшую доставку на автовозах. Это ощутимо: например, рекомендованная розничная цена на УАЗ Hunter – от 1,39 млн руб., и дополнительные 50 000 занимают в ней 3,6%. Дилерам придется самим решать, какую часть этих затрат переложить на покупателей: рекомендованная розничная цена автомобилей осталась прежней, следует из сообщения «Соллерса», владельца ульяновского автозавода.

Другая опция: УАЗ предлагает клиентам заказать автомобиль напрямую на заводе и самим приехать и забрать его. В зависимости от комплектации автомобиль будет готов к выдаче в Ульяновске через 3–6 месяцев с момента размещения заказа и продан по рекомендованной розничной цене, обещает завод.

Во второй половине года УАЗ столкнулся с резким и неуправляемым повышением тарифов на логистические услуги, в результате чего с начала 2023 года стоимость затрат на транспортировку готовой продукции по территории России увеличилась более чем вдвое, говорится в сообщении «Соллерса».

Доставка машин до дилерских центров с начала лета подорожала вдвое, жаловались в Минпромторг и Минтранс «Соллерс» и АвтоВАЗ и просили принять меры. Такова ситуация на рынке, отвечают специалисты по логистике: в стране сильнейший дефицит автовозов.

После обвала продаж автомобилей весной 2022 года из-за прекращения поставок в Россию и остановки заводов международных брендов многие компании – владельцы автовозов обанкротились или переориентировались на другие виды перевозок, уволили водителей и распродали имущество. Часть автовозов вообще пошла на металлолом, часть выкупили перевозчики подержанных автомобилей, и теперь они везут машины с пробегом из Беларуси, Киргизии, Казахстана или Армении, рассказывают сотрудники транспортных компаний.

Катастрофически не хватает и водителей, которые массово ушли фронт – как принудительно (были мобилизованы), так и добровольно, рассказывает владелец транспортной компании. «Мне приходится переманивать сотрудников на зарплату 300 000 руб. в месяц», – говорит он.

В результате стоимость последнего отрезка пути новых иномарок в салон резко выросла. Например, рейс автовоза из Москвы в Санкт-Петербург увеличилась со 100 000 до 250 000 рублей, а за рейс автовоза от железнодорожной станции Белый Раст, куда приезжают китайские иномарки, до складов дилеров в Домодедово (примерно 120 км) просят около 100 000 рублей без НДС вместо 30 000–40 000 рублей, жалуются дилеры. Автовоз везет 5–6 машин. Дополнительные 150 000 рублей в цене рейса Москва – Санкт-Петербург увеличивают себестоимость на 25–30 тысяч рублей.

Удорожание внутренних перевозок – это еще один фактор, помимо санкций, девальвации рубля, повышения утильсбора и других ограничений на импорт, поднимающий цены на автомобили. Они в России и так сильно подорожали, дешевых новых машин не осталось: за 2023 г. средневзвешенная цена купленных в России новых автомобилей превысила 3 млн рублей, а с пробегом – 1 млн руб. И конца этой тенденции не видно, сходятся во мнении эксперты «Автостата» и ассоциации «Российские автодилеры», как по экономическим причинам, так и из-за курса властей на ограничение альтернативного экспорта автомобилей.