Михаил
Оверченко
Анна
Героева

Всемирный банк представил свои оценки на тему «Зеленый переход в России: пути, риски и эффективные меры экономической политики»

Для доклада о российской экономике банк разработал сценарии, представляющих различные стратегии достижения целей Парижского соглашения. В них рассматриваются варианты климатической и торговой политики других стран, а также возможной ответной политики России:

  • инерционный — базовый сценарий, предусматривающий, что страны действуют самостоятельно в соответствии с определяемым на национальном уровне вкладом в сокращение вредных выбросов (ОНУВ — официально поданный в ООН документ со сформулированными правительством целями); страны — нетто-импортеры топлива не вводят пограничный корректирующий углеродный налог;
  • кооперативный сценарий (углеродная цена вводится во всем мире — и импортерами, и поставщиками ископаемого топлива, включая Россию);
  • некооперативный сценарий 1 (углеродную цену вводят нетто-импортеры ископаемого топлива, Россия — нет);
  • некооперативный сценарий 2 (нетто-импортеры ископаемого топлива вводят углеродную цену и пограничный углеродный налог).

Всемирный банк (ВБ) прогнозирует падение спроса на углеводороды со стороны стран-импортеров — поскольку они будут делать выбор в пользу альтернативных источников энергии и топлива. И тогда Россия, страна с сырьевой экономикой, ощутит на себе тяжесть зеленого перехода. «Определить вероятность и сроки формирования широкой коалиции стран, желающих ввести пограничный корректирующий углеродный налог (ПКУН), невозможно, но если такой налог будет введен, то это может максимально негативно сказаться на росте экономики и благосостоянии граждан России, особенно в долгосрочной перспективе», — говорится в докладе. Если же ПКУН введут многие страны, последствия для России будут более серьезными, так как возможностей для перенаправления экспорта на другие рынки станет меньше.

Участие в совместных действиях по борьбе с изменением климата — более действенная стратегия для России, считает ВБ: «Затраты на реализацию кооперативной стратегии могут быть несколько выше, в случае если ПКУН так и не будет введен, но этот сценарий гораздо предпочтительнее, чем некооперативный сценарий с введением углеродного налога». Кроме того, невозможно предсказать, когда и как прорывные технологии, модели поведения и бизнес-модели достигнут переломного момента, после которого наступит быстрое моральное устаревание углеродоемких технологий, основанных на использовании ископаемого топлива, отмечает ВБ:

Но когда это произойдет, для осуществления трансформации без системных сбоев может быть слишком поздно.

Российские аналитики тоже указывают, что когда зеленый переход совершится, Россия может потерять не только доходы от экспортных операций, но и рынки сбыта. «Европа движется к углеродной нейтральности, и эта тенденция в будущем усилится — правительства европейских стран делают все, чтобы не только сократить углеродные выбросы у себя, но еще и не принимать импортное сырье из стран, в которых оно производится с тяжелым углеродным следом. От российских компаний, поставляющих сырье за рубеж, могут требовать скидок из-за углеродного следа продукции, или они вообще могут покинуть рынок», — говорит VPost Михаил Юлкин, гендиректор АНО «Центр экологических инвестиций».

В октябре, перед Климатическим саммитом ООН в Глазго, российское правительство утвердило Стратегию низкоуглеродного развития до 2050 г.– правда, в ней не сказано о том, чтобы обязательно учитывать цену углеродных выбросов в экономике.

В целом наша стратегия предполагает в лучшем случае сокращение выбросов на 14%, значит, никакого перехода вообще не планируется. Из всех мер для декарбонизации экономики как оптимальная приводится тема поглощения парниковых газов лесными массивами.

Татьяна Ланьшина
Институт экономической политики имени Гайдара

Будет ли Россия вводить у себя плату за выбросы углерода? На этот вопрос VPost не ответили ни в комитете Госдумы по экологии, ни в Минэкономразвития, ни в правительстве. Пока у России нет ни механизма углеродного ценообразования, ни механизмов регулирования выбросов парниковых газов для углеродоемких отраслей, об этом два месяца назад говорил министр экономического развития Максим Решетников. Да и на саммите в Глазго российская делегация приняла участие только в одной крупной инициативе — о противодействии обезлесению: вырубка лесов в России, где расположено 20% мировых лесных запасов, должна прекратиться к 2030 г.

Российские леса вполне справляются с поглощением парниковых газов и сейчас, в будущем мы сделаем все, чтобы прекратить вырубку!

Иван Советников
руководитель Рослесхоза

Еврокомиссия объявила о планах ввести ПКУМ с 2026 г. Фактически зарубежные поставщики продукции в Евросоюз (на него приходится 41% российского экспорта) должны будут платить налог на выбросы углекислого газа, возникающие при производстве стали, алюминия, удобрений, цемента и электроэнергии. В ходе общественных консультаций, которые проходили в последние месяцы, РСПП, «Газпром нефть», «Русал» и НЛМК направили в Еврокомиссию материалы с негативной оценкой СВАМ.

Компании могут готовиться к энергопереходу даже без специальных мер со стороны правительства, указывает ВБ. Делать это придется прежде всего экспортоориентированному бизнесу, заинтересованному в том, чтобы удержать контрагентов, считают эксперты.

Драйвером роста ESG-ответственности могут стать российские экспортеры товаров, сырья и услуг. Они, возможно, будут делать все для снижения углеродного следа при производстве, чтобы соответствовать требованиям внешних рынков сбыта. В противном случае они рискуют этот рынок потерять.

Андрей Шаронов
президент Московской школы управления «Сколково» (на конференции газеты «Ведомости» «ESG-инвестиции в России: на пути к зеленой экономике»)

Участие в климатической политике, несмотря на сопутствующие издержки, может принести и выгоды, указывает ВБ. «Инвестирование доходов от введения углеродных цен приводит к увеличению ВВП на 5% по сравнению со сценарием, предполагающим внедрение ПКУМ в Европе и отсутствие углеродных цен в России, но это происходит за счет снижения уровня потребления домохозяйств. Инвестирование доходов от введения углеродных цен также способствует более быстрому росту экспорта».

У России более выгодная позиция по сравнению со многими другими странами, зависящими от экспорта ископаемого топлива, пишет ВБ. У нее более диверсифицированная экономика, более развитые инфраструктура, производственный и финансовый сектора, а также более квалифицированный человеческий капитал: «Все это важно для обеспечения зеленой трансформации экономики России».