VPost-media
Редакция

Продажи новых легковых автомобилей в России в августе выросли на 9% по сравнению с июлем до 148 338 штук, это на 35% больше, чем в августе прошлого года подсчитало аналитическое агентство «Автостат». Почти все марки-лидеры нарастили продажи. Продажи автомобилей с пробегом тоже выросли на 9% к июлю, до примерно 549 тыс.

Рынок, снижавшийся с мая от месяца к месяцу, в июле возобновил рост в ожидание резкого повышения утилизационного сбора с 1 октября, ведь это неизбежно приведет к росту цен, объясняет исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Как раз в июле на платформе для общественного обсуждения законопроектов был опубликован проект постановления правительства о повышении сбора на 75-80% с последующей индексацией на 10-20% в год вплоть до 2030 г. Если проект примут, для автомобилей самой популярной категории – с двигателем от 1 до 2 литров – утильсбор возрастет с 300 600 рублей до примерно 556 000 рублей, а на автомобили с двигателями с 2 до 3 литров – с 844 800 до 1,56 млн рублей. На автомобили старше трех лет утильсбор вырастет еще больше.

Повысят ли сбор и, если да, то насколько, до сих пор не известно, но российские потребители, как всегда, рассчитывают на худшее, говорит Удалов.

В результате средневзвешенная цена новых автомобилей, снизившаяся за весну и начало лета с 3,13 до 2,8 млн руб. на фоне невысокого спроса и появления на рынке более бюджетных моделей, в августе, по расчетам «Автостата», снова пошла вверх, добравшись до 2,97 млн. Дистрибуторы поняли, что с повышением не надо ждать октября, можно начинать подтягивать цены уже сейчас, рассуждает Удалов.

Импорт новых иномарок тоже стал расти – в августе ввезено 89 000 машин против 69-81 тыс. в мае-июле. Августовский ввоз даже превзошел мартовский пик (87 400 автомобилей), когда в Россию спешили завезти машины накануне изменения правил начисления утильсбора и закрытия лазеек, позволявших экономить на ввозе машин из ЕАЭС, напоминает Удалов.

Высокая ключевая ставка и меры ЦБ по ужесточению требований к заемщикам не смогли остановить и рост автокредитов: по совместной оценке «Автостата» и Frank RG, в августе 20 ведущих автокредитных банков выдали на 9% больше займов, чем в июле, а в деньгах рост составил 7%. В июле же рост к предыдущему месяцу составлял соответственно 18% и 21%. Удалов видит две причины: покупатели предполагают, что с октября автомобили могут заметно подорожать, а дистрибуторы сохраняют программы кредитования с субсидированными ставками (5-10% против среднерыночных 18-20%). А вот выдача кредитов автомобили с пробегом, где субсидий нет, падает, подсчитали эксперты.

Рост автокредитования позволил аналитикам «Автостата» немного повысить базовый прогноз продаж новых легковых автомобилей на год с 1,5 до 1,54 млн. Но если утильсбор все-таки будет повышен в размере, указанном в проекте постановления, то прогноз опять придется переписывать, предупреждает Удалов.