Это уже мало что изменит, кроме цен
Евросоюз в 11-м антироссийском пакете санкций полностью запретил проезд по своей территории российским грузовикам с российскими прицепами и полуприцепами (то есть фурами). Как считает Еврокомиссия, это позволит пресечь обход санкций по перевозкам российских товаров.
На самом деле это уже по большому счету охота на мышей, рассуждает менеджер крупной автотранспортной компании, ведь въезд грузовикам российских перевозчиков через границы ЕС закрыл еще в апреле 2022 г. Сейчас запрет распространен на прицепы — да и это уже не новость, продолжает он: Польша, через которую проходит самый популярный маршрут поставок товаров в Россию, с 1 июня уже запретила въезд российским и белорусским фурам. По сути, ввезти товары фурами можно было только через границы со странами Балтии и Финляндию, что менее популярно.
Кампания против фур — это попытка остановить схему с перецепкой российских прицепов на грузовики других стран, продолжает другой логист. По его оценке, по этой схеме в Россию через границы ЕС въезжало меньше половины грузов, и сейчас их отправители перешли на перегрузку товаров в разрешенные грузовики — это более дорогой и долгий способ, но он позволяет продолжать поставки.
Страдают только отдельные категории — например, цветы из Голландии и Южной Америки, которые ввозились в основном автотранспортом и как раз через Польшу — их нельзя перегружать в пути. Теперь цветы и другие грузы, требующие особого обращения, приходится возить на грузовиках с европейскими или, например, казахстанскими номерами, что тоже обходится дороже, рассказывали VPost импортеры. Впрочем, многие российские перевозчики заранее адаптировались к подобных трудностям: кто-то купил или зарегистрировал транспортную фирму в Казахстане и теперь возит грузы на автомобилях с казахстанскими номерами, кто-то приобрел машины с балтийскими или польскими номерами. «Но вы же понимаете, что все-таки дополнительные движения отражаются на цене поставок, так что, как обычно, все ведет к тому, что конечному потребителю придется заплатить за грузы, проехавшие через Европу, побольше», — говорит один из собеседников VPost.
Что еще запретил ЕС
Санкции против третьих стран. Это, пожалуй, главное. ЕС называет эту меру «исключительной» и обещает применять ее только когда «другие индивидуальные меры и разъяснительная работа» не принесли результата. Тогда и может быть будет применен этот новый инструмент борьбы с обходом санкций: ограничить продажу, поставку, передачу или экспорт определенных санкционных товаров и технологий в определенные третьи страны.
«Таким образом, обход санкций становится делом не отдельных компаний, а стран, через которые этот обход совершается. Как говорится, почувствуйте разницу», — пишет международный финансовый консультант Исаак Беккер. Посмотрим, для кого сделают исключение (и сделают ли) и как это будет работать.
Автомобили. Запрет на поставки люксовых автомобилей расширен на все новые и подержанные автомобили с объемом двигателя более 1,9 литра, а также на электрокары и гибридные машины. Также вводится полный запрет на поставку некоторых видов автокомпонентов.
Нефть. ЕС запретил транспортировать российскую нефть по трубопроводу «Дружба» в Германию и Польшу: «Предоставленная им временная отсрочка прекращается». Правда, нефть из третьих стран, например, Казахстана может поставляться в ЕС по «Дружбе». Тут может быть пространство для схем.
Транзит. Дополнительные запреты на транзит товаров через Россию. Это может оказаться важной мерой: примерно половина товаров, отправленных их ЕС в Армению и Казахстан через территорию России, там и остались: до получателей они не дошли.
Персональные санкции. В санкционные списки включены 87 компаний из разных стран (ОАЭ, Китая, Армении, Узбекистана), которые участвуют в обходе санкций. Им запрещено продавать товары двойного назначения и передовые технологии. Еще более 100 юридических и физических лиц попали в список, чьи активы могут быть заморожены.
Из примечательных новичков санкционных списков: Positive Technologies (одна из крупнейших российских компаний в области информационной безопасности), два банка (Международный расчетный и Центр международных расчетов), бизнесмены Артем и Игорь Чайка (сыновья бывшего генпрокурора) и Артем Усс (совладелец «Сибугля», бежавший из-под ареста в Италии, сын экс-губернатора Красноярского края), гендиректор Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Евгений Дитрих, несколько губернаторов.