VPost-media
Редакция

Китайские автопроизводители и российские автодилеры шокированы кратным повышением утилизационного сбора

Российская ассоциация автодилеров (РОАД), объединяющая крупнейших официальных продавцов автомобилей, обратилась к премьеру Михаилу Мишустину с просьбой отложить вступление в силу постановления правительства об изменении ставок утильсбора с 1 августа до восстановления годового объема продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в стране до уровня 2021 года – 1,6-1,7 млн штук. 

«РОАД безусловно поддерживает меры правительства, направленные на защиту рынка России от ввоза на территорию нашей страны автомобилей с пробегом в значительных объемах! Между тем Ассоциация <...> считает данную меру принятой преждевременно», – указано на сайте объединения.

Как вырастет сбор

Согласно постановлению, ставки сбора на легковые автомобили будут индексированы в зависимости от объема двигателя в 1,7-3,7 раза, на легкие коммерческие – в 2,5-3,4 раза, на грузовики – в 1,7 раза, на автобусы – 2,2 — 4,8 раза. Для электромобилей повышение отложено на 2025 г., зато оно будет 11-кратным (ставки вырастут с 1,63 для новых и 6,1 для машин старше трех лет до 18 и 67). Только при ввозе автомобилей физлицами для личного пользования по-прежнему будут действовать льготные ставки в несколько тысяч рублей.

Такое повышения в условиях, когда автомобильный рынок восстановился только наполовину (82 500 проданных новых легковых автомобилей в июне против 160 000 в среднем за месяц в 2021 г.), нанесет индустрии существенный урон, следует из письма РОАД. 

По данным «Автостата», 53% проданных в июне новых легковых автомобилей – импортные. Год назад их доля составляла 26%. В июне в стране произведено около 50 000 легковых автомобилей, а ввезено новых – 55 000. Российское производство в этом году восстанавливается, но рынку нужно минимум вдвое больше автомобилей, чем выпускают российские заводы. Сейчас в стране острый дефицит автомобилей – например, в сегменте легких коммерческих он составляет не менее 55 000 единиц в месяц, и восполняется он только за счет поставок из Китая, пишет РОАД.

В случае повышения сбора поставки новых автомобилей из этой страны резко сократятся, «что ударит по растущим российско-китайским отношениям и новым проектам в этой области»; автомобильный рынок не сможет восстановиться до нормальных значений в ближайший год; дефицит сохранится, что приведет к подорожанию машин примерно на 120 00 - 600 000 руб. Это сократит спрос и число покупателей и отложит восстановление рынка, а значительная часть работников отрасли потеряет рабочие места, пугает РОАД последствиями принятого правительством решения. В результате вместо защиты российского автобизнеса и увеличения поступлений в бюджет будет потеря доходов и объема продаж.

Помимо отсрочки в повышении сборов ассоциация предлагает начать программу утилизации с выплатой до 100 000 руб. на поддержку продаж новых автомобилей. Это необходимо, чтобы остановить старение автопарка – средний возраст автомобилей в стране уже вырос до 15 лет, подчеркнуто в обращении.
 

Дилеры, с которым пообщался VPost, высказываются еще категоричнее. Общее мнение: все бы приняли увеличение сбора на 20-30%, потому что понимают необходимость преференций для отечественного производства, но не понимают заградительных, по сути, ставок в нынешних нестабильных условиях. 

«Наши партнеры-китайцы шокированы постановлением – такой удар после того, как они вложили серьезные средства в сертификацию и адаптацию своей техники к нашем условиям – затраты исчисляются сотней тысяч долларов на модель легкового автомобиля, а на коммерческую технику доходит до полмиллиона долларов», – объясняет один из них. Легковые автомобили с двигателем 2 литра, а это значительная часть предлагающихся сейчас на рынке кроссоверов, за счет нового утильсбора сразу станут дороже на 300 000 рублей, а, например, на средний междугородний автобус утильсбор вырастет с менее чем 600 000 до 1,7 млн рублей, делится подсчетами его коллега. «Китайцы очень возмущены, мы уже слышали, что обсуждают ответные меры, в том числе заградительную экспортную пошлину на электронику, а при том, что там крупнейшие автоконцерны государственные, в такой ответ легко поверить», – предупреждает третий собеседник VPost.

Пока же китайские производители продолжают захватывать российский рынок – по итогам продаж первой недели июля их доля на рынке новых легковых автомобилей превысила 50%, по итогам июня она составляла 49%, подсчитал «Автостат».