VPost-media
Редакция

Завод обещает в ближайшее время новые модели и модификации, но пока с трудом выпускает существующие

«АвтоВАЗ», один из главных лоббистов повышения утилизационного сбора на ввоз иномарок (по сути, импортных пошлин), обещает до 2025 г. запустить не менее семи новых моделей и модификаций автомобилей, включая электромобиль и модели на газовом топливе, рассказал начальник управления по взаимодействию с федеральными органами власти и отраслевыми организациями концерна Александр Виноградов на автомобилестроительном форуме IMAF. 

В следующем году в Ижевске начнется выпуск электромобиля е-Largus, который в «АвтоВАЗе» называют «единственным высоколокализованным отечественным автомобилем», следует из выступления Виноградова. Предполагалось, что автомобиль будет выпускаться и в пассажирской версии, и в виде коммерческого фургона. Также в 2024 г. концерн обещает запустить в Тольятти и Ижевске совместное производство нескольких моделей с компанией из «дружественной» страны. Детали этих проектов до сих пор не раскрываются. На этот же год намечен старт массовой бюджетной модели Lada Iskra, а на август-сентябрь – бизнес-седана Lada Aura, того самого модели, что не завелся у Германа Грефа с первого раза при презентации на ПМЭФ (по версии завода, это произошло из-за включенного рычага передач).

В планах на 2025 год – запуск городского кроссовера класса В+ на платформе Lada Vesta и версий Lada Largus и Lada Vesta на газовом топливе. 

При этом «АвтоВАЗ» из-за санкций совсем выбился из графика. Нехватка комплектующих не дает ему выполнить прежние обещания и начать анонсированные производства. Например, производство в Ижевске упомянутого Виноградовым электромобиля е-Largus должен был начаться в конце этого года.

После начала «спецоперации», разрыва отношений с ключевым акционером – концерном Renault и передачей в собственность государства, «АвтоВАЗу» пришлось почти на месяц остановить конвейер из-за нехватки импортных комплектующих и переписать планы развития. Возобновить производство удалось в июне, но завод смог выпускать только те модели, в которых было минимум иностранных комплектующих, и то в упрощенных версиях – Lada Granta и Niva. На машинах не было подушек безопасности и ABS.  В итоге концерн продал за год 189 тысяч автомобилей, на 46% меньше, чем в предыдущем, и назвал 2022 год худшим в своей истории с момента основания в в 1966 году.

Правда, прогноз Renault, что после ее ухода «АвтоВАЗ» получит 30 млрд руб. годового убытка, не сбылся: предприятие завершило год с чистой прибылью в 1,6 млрд руб. В этом году при господдержке и новых соглашениях с партнерами из «дружественных» стран концерн стал восстанавливать производство. В феврале «АвтоВАЗ» получил от государства за 1 евро завод Nissan в Санкт-Петербурге, и в июне запустил на нем производство модели китайского концерна Faw под брендом Lada. «Пока локализация нулевая», – утверждает источник VPost в «АвтоВАЗе» (при этом завод настаивает на том, что господдержку должны получать только автопроизводители с высокой локализацией производства, сказал сегодня Виноградов). В марте на заводе возобновилось производство обновленной Lada Vesta. В сентябре ожидается производство крошечной (всего 650 штук) партии Largus.

Утвержденный план производства «АвтоВАЗа» на этот год – 401,6 тысячи автомобилей, планы на 2024 и 2025 годы еще не названы, но очевидно, что они пока далеки от тех, что планировались вместе с Renault до начала конфликта на Украине – 1 млн автомобилей в 2025 г., плюс более тесная интеграция с европейским автопромом.