VPost-media
Редакция

Доступность автомобилей в России упала до рекордно низкого уровня

Все менее доступными для россиян становятся не только квартиры, но и машины. Доступность автомобилей в России снизилась до исторического минимума, подсчитали эксперты ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД).

Чтобы скопить на покупку нового автомобиля, среднестатистическому россиянину сейчас нужно работать почти 3,5 года, ничего не тратя. При средних зарплате около 80 000 руб. и стоимости автомобиля 3,35 млн рублей получается, что машина «стоит» более 41 зарплаты. В апреле средняя зарплата составила 83 875 руб., но Росстат учитывает только сотрудников организаций, а это чуть более половины работающих.

Доступность новых автомобилей на рекордно низком уровне, что отражается на продажах и состоянии автопарка, констатирует президент РОАД Алексей Подщеколдин. За 10 лет срок накопления вырос на треть: в 2014 г. на покупку автомобиля требовалось менее 30 зарплат. Она тогда была 34 000 руб., а цена нового автомобиля, по данным РОАД, – 1 млн руб.

Автомобили с пробегом более доступны, но и на них теперь нужно копить дольше, отмечает Подщеколдин: 10 лет назад достаточно было 11 средних зарплат (при средней цене автомобиля 335 000 руб.), а теперь — 17 зарплат (1,35 млн руб.).

Сложнее стало и купить автомобиль в кредит. В 2019 г. средний платеж по автокредиту составлял 42% средней зарплаты, то в пришлом году – уже 56%, а в первом полугодии этого года — уже 63%, причем эти расчеты не учитывают неизбежное повышение процентных ставок автокредитования.

Дешевых новых автомобилей на рынке просто нет, говорит Подщеколдин. По итогам полугодия РОАД фиксирует рекордно низкий уровень бюджетного сегмента в продажах: на автомобили эконом-класса – а это сейчас дешевле 2 млн руб. – пришлось меньше трети рынка, тогда как на автомобили дороже 3 млн – 36% рынка. До СВО, в 2021 году 70% продаж приходилось на автомобили эконом-класса, в 2022 г. они занимали 55% рынка.

Если все меньше людей могут позволить себе новый автомобиль, значит, российский автопарк продолжит стареть. Уже сейчас более 70% рынка автопарка страны, составляющего порядка 50 млн автомобилей — старше 8 лет, показывают данные РОАД.

Импортные автомобили сильно дорожают из-за утилизационного сбора и других мер, обеспечивающих преференции отечественному производителю, прежде всего «АвтоВАЗу». Так, с учетом утильсбора, таможенных платежей, сертификации, русификации, установки Глонасс, дорожающей логистики, маржи дистрибутора и дилера (они берут примерно по 5-10% от конечной стоимости автомобиля) китайский автомобиль в салонах российских автодилеров стоит минимум вдвое дороже, чем на выходе с завода в Китае. Сейчас, по данным РОАД, стоимость нового китайского автомобиля, продаваемого в России — 3,8 млн руб. Они по итогам июня заняли почти 62% рынка – и это тоже рекорд, сообщал «Автостат».

Параллельный импорт, позволявший сэкономить на таможенных платежах, с 1 апреля перекрыт с помощью нового расчета утильсбора, в котором теперь придется доплатить то, что удалось сэкономить на налогах при ввозе автомобиля через дружественные России страны. В итоге доля параллельного импорта в продажах по итогам полугодия упала до 6% с прошлогодних 20%. 

Неудивительно, что в такой ситуации спрос перетекает на рынок более дешевых автомобилей с пробегом, отмечает Пощдеколдин. Если в 2013 г. каждый третий россиянин покупал новый автомобиль, то в этом году их всего 19%. Рынок автомобилей с пробегом более чем в 4 раза превышает рынок новых автомобилей. Но и он падает: в первом полугодии продано 3,2 млн легковых автомобилей и LCV с пробегом — на 5% меньше, чем годом ранее. Новых автомобилей за полугодие, по данным «Автостата», продано около 720 000 штук – но 80% больше, чем за первые шесть месяцев 2023 года, но тут речь идет о росте к низкой базе, напоминает Подщеколдин.