VPost-media
Редакция

Российские дилеры не могут продать столько автомобилей

Китайские производители насытили российский автомобильный рынок, заменив автомобили ушедших из страны мировых брендов, но всему есть предел. Российские дилеры просят китайцев сбавить обороты и привозить меньше машин.

Ассоциация «Российские автодилеры» (РОАД), на участников которой приходится около 80% продаж новых легковых автомобилей в стране, обсуждает с Союзом китайских предпринимателей снижение планов по импорту автомобилей, рассказал президент ассоциации Алексей Подщеколдин. В декабре китайские производители заявили о намерении поставить в этом году в общей сложности 1,169 млн автомобилей — это в десять раз больше, чем продано «китайцев» в 2021, вдвое больше по сравнению с 2023 г., и на 110 000 больше, чем всего было продано новых автомобилей в России в прошлом году.

Сейчас в России работает около 30 официальных представительств китайских брендов, и еще примерно столько же поставляются неофициально, а в следующем году их станет еще больше. Эта ситуация оптимизма у дилеров не вызывает: рынок в нынешнем состоянии столько не переварит, считает Подщеколдин, напоминая, что еще полмиллиона машин собираются продать российские производители.

Столько не купят

С осени продажи автомобилей перестали расти, а в январе они, по оценкам дилеров, пока хуже, чем были год назад, говорит Подщеколдин. В такой ситуации реализация планов китайского автопрома приведет к затовариванию рынка, развязыванию ценовых войн и последующему банкротству как отдельных импортеров, так и его дилеров, объясняет он.

Доля новых автомобилей в общем числе проданных машин снижается уже 11 лет — в 2013 г. она составляла 33%, а в прошлом году упала до 14%, объясняет Подщеколдин. И это при том, что потребность обновлять автомобили есть — сейчас 70% автопарка старше 10 лет, в том числе 27% — старше 20 лет. О готовности россиян обновлять автомобили говорит и то, что в середине прошлого года рынок был близок к восстановлению — в августе продажи новых машин вернулись на уровни 2021 года. Но затем все пошло не так.

Курс рубля начал резко падать, правительство в разы повысило утилизационный сбор, а ЦБ начал повышать ключевую ставку. Автомобили стали менее доступными из-за роста цен и стоимости кредитов. В результате рынок вышел на плато, а теперь уже и начал снижаться. Если эти помехи не исчезнут, то ситуация ухудшится и хорошо, если удастся продать столько же новых автомобилей, сколько в прошлом году, рассуждает президент РОАД. Для того, чтобы рынок двинулся к значению в 1,3 млн автомобилей, которое еще в декабре казалось экспертам легко достижимым, нужно хотя бы снижение ключевой ставки, считает он. Но макроэкономисты ждут этого в лучшем случае во втором квартале, а в негативном сценарии — не раньше июля.

Рынок не в лучшей форме, и АвтоВАЗ может снизить план на этот год, заявил сегодня президент компании Максим Соколов: «Рынок показывает результаты ниже ожидаемых уже третий месяц подряд. Мы понимаем, что первое полугодие будет непростым. Такой слабый спрос на автомобили будет, возможно, оказывать давление и на наши производственные планы».

Уже сейчас из-за активного импорта в Россию, по оценке «Автостата», ввезено минимум 200 000 «лишних» автомобилей, которые стоят на складах производителей и дилеров: из-за упавшего спроса продать их не получается. Соревнование скидок и подарков для покупателей пока только начинается, но если так будет продолжаться, оно перейдет в настоящие ценовые войны и выдавливание конкурентов с рынка, сходятся во мнении опрошенные The Moscow Times дилеры.

Дистрибьюторы в районе Нового года стали требовать от дилеров выкупить «зависшие» автомобили со складов, рассказывает Подщеколдин, но дилерам это сложно сделать, потому что кредиты подорожали фактически в два раза.

Китайский народный автомобиль

По его оценке, в сегменте автомобилей дороже 2 млн руб. — а это сейчас только 30% рынка, тогда как до СВО было 70% — предложение уже значительно превышает спрос. А это значит, что автомобили будут распродаваться со скидками. Но покупать их тоже будет некому — ведь автокредиты дорогие. А китайские автомобили почти все попадают в средний и верхний ценовый сегмент, тогда как покупатель с «живыми» деньгами — в экономсегменте ниже 2 млн рублей.

О том же говорит президент АвтоВАЗа: «Продажи идут непросто, особенно дорогостоящих моделей. Что касается бюджетных моделей — там все более-менее стабильно».

Скидки уже оставляют дилеров почти без прибыли. Президент РОАД рассказал, что в одном из своих дилерских центров в Обнинске продал почти все кроссоверы Chery Tiggo без маржи — и это с учетом полученной от производителя скидки.

В ценовых войнах страдают все, рассуждает он. Производители и дилеры почти ничего не зарабатывают, а самые слабые — банкротятся. Поначалу хорошо покупателям, которые могут купить машину дешевле, но со временем они могут столкнуться с проблемами в гарантии и обслуживании автомобиля — если дилер закроется или бренд уйдет с рынка, продолжает он.

Нужны меры по поддержке рынка и стимулированию создания китайских производств в России, призывает Подщеколдин. Но тут есть проблема, признает он: создание завода становится выгодным, когда в стране продается хотя бы 100 000 автомобилей определенной модели. Поэтому РОАД собирается «прорабатывать» с китайцами вопрос создания «простейшего» автомобиля, в котором не будет, как во многих китайских моделях, «экранов больше, чем сидений», а будет ABS, кондиционер, стеклоподъемники — и стоить он должен значительно дешевле 1,8 млн руб.