Российские эксперты не считают онлайн-встречи ущербными
В эксперименте приняли участие порядка 2 тыс. человек из разных стран. Их случайным образом разбили на пары и дали творческое задание: за пять минут придумать максимум креативных применений для пузырчатой упаковки, а затем выбрать одну из идей для реализации. Часть обсуждений проходила при личной встрече, а часть — в Zoom.
Используя технологию отслеживания взгляда, исследователи обнаружили, что пары, проводящие видеозвонки, в основном глядели на экран компьютера и не отвлекались на сторонние предметы. Они успели сгенерировать меньше идей, чем пары, которые встречались с глазу на глаз.
По словам Мелани Брукс, доцента бизнес-школы Колумбийского университета в Нью-Йорке и одного из авторов исследования, когда коллеги находятся в одной комнате, они могут свободно оглядываться, передвигаться, смотреть в окно, что позволяет глазам блуждать, а это, в свою очередь, помогает запустить ассоциативное мышление. Такой подход вполне ложится в русло западной гипотезы Embodied Cognition, утверждающей, что психические процессы плотно переплетены с телом. Если физически находиться в режиме «тоннельного видения», то когнитивный фокус сужается, это мешает мыслить широко. Зато у виртуальных встреч оказалось свое преимущество: их участники меньше отклонялись от темы обсуждения и эффективнее принимали финальные решения.
В остальном же, не обнаружилось особых различий между личным и виртуальным взаимодействием: при любом способе общения коллеги говорили одинаково много, одинаково реагировали на мимику и проявляли одинаковую степень доверия друг к другу.
Исследователи рекомендуют при переводе сотрудников на удаленную работу учитывать «видеофактор» наряду с другими факторами, такими, как стоимость проезда и недвижимости, возможность расширения кадрового резерва, ценность случайных встреч, трудности управления, часовой пояс. И чаще задействовать гибридный формат, чтобы один класс задач можно было выполнять из дома, а другой — в офисе.
В России, по оценке Аналитического центра НАФИ, в 2022 году использовать гибридный формат планируют 86% компаний, в связи с чем эксперты в начале февраля прогнозировали рост российского рынка видеоконференцсвязи на уровне 15% в год как минимум до 2025 года. На фоне нестабильной международной обстановки тренд на гибридную работу может усилиться.
Еще в прошлом году где-то две трети компаний отмечали, что они работают на «гибриде». Сейчас ситуация в мире не самая благополучная, поэтому лишний раз не будут давить на сотрудника, чтобы он выходил в офис, если ему это некомфортно после событий 24 февраля. Отдельные работодатели, конечно, хотели бы вернуть сотрудников на рабочие места физически, особенно айтишников. Много всевозможных информационных атак, а если работник находится не в России, а за границей, то поддерживать безопасность инфраструктуры серверов гораздо сложнее.
«Случаи, когда компании выстраивали бы политику эффективного распределения рабочего времени между домом и офисом на основании „видеофактора“, нам неизвестны», — констатирует Игнатова. По ее словам, из 916 опрошенных hh.ru компаний 95% отметили, что с переходом на удаленку продуктивность работы сотрудников не изменилось.
Президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров более категоричен: «Мало ли чего „британские ученые“ выдумают? Главный фактор для работодателя — способность конкретного человека эффективно работать удаленно».
Совет отдавать приоритет генерированию творческих идей во время личных встреч — не нов, и здравое зерно здесь есть, подтверждают психологи. Но связь между «блуждающим взглядом» и креативными процессами куда тоньше, чем может показаться.
Татьяна Марцинковская, директор Института психологии РГГУ:
При любой работе или учёбе гибридной формат - наиболее оптимальный. Лекции или совещания успешнее проходят через видеосвязь. В офисе лучше проводить мозговой штурм, потому что при обсуждении сложной проблемы важен эмоциональный контакт, невербальная коммуникация - жесты, улыбки, недаром рекомендуется вести офисные беседы, рассаживаясь полукругом.
Психика и физика взаимосвязаны, но утверждать, что креативность при онлайн-обсуждении падает просто из-за того, что взгляд направлен в одну точку - неверно. Дело в том, что при непосредственном контакте включаются дополнительные, кроме интеллектуальных, параметры. Иногда живая дискуссия мешает, появляется внутренняя цензура.
Вообще, не все люди способны к креативу. Височные доли - вербальные, затылочные - зрительные, плюс ещё лобная, которая отвечает за регуляцию. У разных людей они по-разному будят мозговую активность, в том числе и креативную, потому что люди по-разному воспринимают и перерабатывают информацию. Есть визуалы, есть дигиталы. Но прямой связи между положением тела, фиксацией взгляда и активацией определённых зон коры мозга – нет.
По возможности, к каждому сотруднику лучше подходить индивидуально. И, само собой, использовать гибридные форматы. Для определённых способов решения задачи сотрудник, сидящий дома, может быть эффективней, нежели тот, кто будет бегать перекуривать, и в то же время совсем исключать личный контакт тоже нельзя.