VPost-media
Редакция

Татарстанская таможня возбудила уголовное дело об уклонении от таможенных платежей против жителя республики, который ввез в Россию за год (с апреля 2022 по май 2023 г.) 9 иномарок из Грузии. В результате оперативно-розыскных мероприятий таможенники установили, что 37-летний житель Альметьевска указывал при таможенном оформлении и регистрации, что ввозит машины для личного пользования, а на самом деле их перепродал.

Если под видом товара для личного пользования ввезена коммерческая партия товара, то такие товары считаются незаконно перемещенными через таможенную границу и к ним не применяются нормы таможенного законодательства о ввозе и декларировании товаров для личного пользования, говорится в сообщении таможни. Ее специалисты оценили недоплаченные таможенные пошлины и налоги в 2,935 млн рублей ($31 670 по курсу на 21 марта), что позволило возбудить против него уголовное дело по уклонению от таможенных платежей (ст. 194 УК) в особо крупном размере. Наказание по ней – от штрафа в 100 000-500 000 рублей до лишения свободы на два года.

Почти 3 млн руб., по версии следствия, недоплачены за ввоз пяти Chevrolet Malibu, двух Mitsubishi Eclipse, одного Ford Fusion и Нonda Accord, рассказал VPost знакомый обвиняемого (с ним самим связаться не удалось). По его словам, в оперативных мероприятиях таможни участвовало региональное управление ФСБ. Таможня при определении ущерба оценила возрастные автомобили с пробегом, выкупленные на аукционе в США в битом состоянии по $2000-3000, и восстановленных уже в России, по стоимости новых автомобилей, утверждает собеседник VPost. Например, один из фигурирующих в деле Mitsubishi Eclipse – 2018 года выпуска, пострадал от лобового столкновения и был приобретен на аукционе за $2200.

Обвиняемый ставил их на первичный учет на себя, а затем в срок от 7 до 52 дней перепродавал другим гражданам.

Ввоз оформленных на физлиц автомобилей для последующей перепродажи был очень распространенной практикой – так делали даже дилеры, чтобы сэкономить на оформлении, признают в Российском союзе автодилеров (РОАД) и аналитическом агентстве «Автостате». Ставки на ввоз машин для юрлиц ниже – 15% за новые и 20% – за те, что старше трех лет, тогда как юрлица за большинство категорий легковушек платят по единой ставке 48%, но юрлица еще должны платить НДС 20% и акциз, зависящий от мощности двигателя, и составляющий сотни тысяч рублей. И, главное, с августа этого года обязательный к уплате утилизиционный сбор для юрлиц в сотни раз дороже, чем льготный для физлиц: на новую машину с двигателем от 1 до 2 литра он составит минимум 300 600 рублей, тогда как граждане заплатят 3400 рублей, а на машину с пробегом — минимум 528 800 рублей против 5200 для физлиц.

В итоге чуть ли не 100% автомобилей старше трех лет и примерно 30% новых автомобилей, ввезенных в Россию в 2022-2023 гг., оформлялись на физических лиц, рассказал VPost источник в АО «Электронный паспорт», через которое проходит регистрация автомобилей. По данным «Автостата», за прошлый год в страну был импортирован примерно 1,1 млн автомобилей, из них 378 000 – старше трех лет.

«Таможенники давно пытались бороться с этой схемой, но до сих пор, насколько знаю, ограничивались административными делами — требуя от физлиц, регулярно ввозивших автомобили, доплатить не пошлины, а утильсбор по коммерческим ставкам», – рассказывает владелец автоторговой компании, с весны 2022 г. ввозившей в Россию иномарки через Грузиию, Армению, Кыргызстан, Казахстан и Белоруссию. «Не слышал до сих пор ни об одном похожем уголовном деле против физлиц, а вот знакомых, с которых требуют доплатить утильсбор  у меня с десяток, и они еще судятся с таможней, доказывая ввоз в личных целях», – продолжает он. 

Теперь таких дел может быть много, переживает еще один продавец автомобилей – ведь постановление пленума Верховного суда дает возможность не признавать ввезенными для личных нужд товары, если импортер их систематически – более двух раз – продает. А льготный утильсбор физлицам разрешено платить только за один автомобиль в год – и то, если после этого он в течение года не будет перепродан.

Борьба с независимым импортом автомобилей идет на уровне правительства – весь прошлый год усложнялся механизм параллельного импорта, был введен запрет на импорт без согласия производителя тех китайских автомобилей, которые официально продаются в России. С конца октября ограничено право на льготу по утилизационному сбору, а с 1 апреля за автомобили, ввозимые из стран ЕАЭС, придется доплачивать, если они были растаможены на более выгодных условиях, чем в России.