VPost-media
Редакция

Россия повысит утилизационный сбор, чтобы компенсировать потери бюджета от ввоза автомобилей через страны ЕАЭС

Власти придумали, как перекрыть лазейку, позволявшую экономить на импорте автомобилей через страны ЕАЭС. Все, что сэкономлено, придется вернуть через повышенный утилизационный сбор, без уплаты которого автомобиль не поставить на учет. С апреля дешевых машин не будет.

Правительство определилось, как россиянам придется доплачивать за дешевые машины, ввезенные из ЕАЭС. После того, как Евразийский межправительственный совет согласился с возможностью доначисления пошлин и сборов на товары, растаможенные в странах союза на более выгодных условиях, правительство России издало постановление, согласно которому разница в таможенном оформлении автомобилей будет взиматься через утилизационный сбор. Изменения, внесенные в порядок его уплаты, предполагают, что с 1 апреля при ввозе автомобилей, растаможенных в ЕАЭС, к утилизационному сбору будет прибавляться разница в уплаченных пошлинах и сборах с тем, что нужно было бы заплатить в России. Разница в таможенных платежах, НДС и акцизе будет рассчитываться на основании перечня со средней стоимостью автомобилей. Его сейчас составляет Минпромторг, он будет ежеквартально публиковаться на сайте ведомства, указано в постановлении.

Кроме того, согласно документу, электромобили для России с 1 апреля нужно будет растаможивать только здесь — заплатить утилизационный сбор за электрокар, оформленный в других странах ЕАЭС, после этой даты не получится. А это значит, что и поставить на учет такой автомобиль в России будет нельзя.

«Такой подход позволит избежать ситуаций, когда граждане и компании, ввозящие автомобили, растаможенные в странах ЕАЭС, получают необоснованные преимущества по сравнению с автовладельцами, делающими это в России и уплачивающими установленные законом налоги и сборы в полном объеме», — объясняет правительство. Его решение поддержали АвтоВАЗ и крупные дилеры, например национализированный «Рольф». А импортеры автомобилей гадают, откуда чиновники будут брать данные о средней стоимости автомобилей и как рассчитывать ее нижнюю границу, по которой будет определяться доплата.

Правительство и ФТС отмечали, что ввоз автомобилей через страны ЕАЭС по заниженной таможенной стоимости «нивелирует усилия по развитию собственного производства, а также сокращает поступления в федеральный бюджет». В качестве примера указывались электромобили, растаможенные в Кыргызстане.

Через эту страну до сих пор было очень выгодно ввозить автомобили с любым типом двигателя, и поток автомобилей, в том числе из Китая, был очень большим, признают эксперты ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД). По оценкам импортеров, с которыми поговорили The Moscow TImes, в 2022–2023 гг. не менее половины автомобилей ввозилось в Кыргызстан по заниженной таможенной стоимости, причем «дисконт» нередко достигал 60–70% от реальной цены, а затем основная их часть перенаправлялась в Россию.

Но даже если не учитывать разницу в таможенной стоимости, платить за автомобиль таможне Кыргызстана было гораздо выгоднее, чем в России. Так, при ввозе новой машины стоимостью 50 000 евро с трехлитровым бензиновым двигателем мощностью 250 л. с. покупатель в Кыргызстане уплачивает пошлину 15% и НДС 12%: всего €14 400 (примерно 1,4 млн руб. по текущему курсу). А при ввозе в Россию единая ставка составит 48% (но не менее €7,5 за 1 куб. см), то есть более 2,3 млн руб., плюс нужно уплатить около 0,9  млн руб. утильсбора и акциз — пока это почти 300 000 рублей, но скоро он будет повышен, приводит пример советник МКА «Аронов и партнеры» Сергей Смирнов.

В Кыргызстане нет НДС при растаможке электромобилей, что дает возможность сэкономить еще 20% от стоимости. При ввозе дорогих электрокаров, например самой продаваемой сейчас в России модели — китайской Zeekr 001, стоящей на родине около $44 000, даже не занижая стоимость, пока можно сэкономить $6600 или более 600 000 рублей в зависимости от курса. Нет НДС на электромобили и в Беларуси.

В результате в прошлом году Кыргызстан был на втором месте по поставкам новых легковых автомобилей в Россию (по данным «Автостата», в декабре на него приходилось почти 18% из 78 000 ввезенных автомобилей) и на третьем — по ввозу автомобилей с пробегом (4% из 23 000 автомобилей). Беларусь занимала четвертое место по ввозу новых автомобилей (лишь 1,7%), зато второе место — по ввозу машин с пробегом: в декабре через нее прошло почти 15% таких автомобилей.

В ноябре прошлого года Россия уже меняла правила начисления таможенного сбора на автомобили из ЕАЭС. В результате физические лица практически лишились возможности ввозить машины для личных нужд из Кыргызстана и Армении по льготным ставкам в несколько тысяч рублей и оказались вынуждены платить полную ставку, а на машину с двигателем больше 1 литра она составляет минимум 300 000 руб.

Средняя цена нового автомобиля в России, по данным РОАД, вплотную приблизилась к 3 млн руб. С апреля, когда новые правила вступят в силу, она станет больше, уверены участники рынка.