VPost-media
Редакция

Доля международных брендов среди арендаторов площадей на 12 основных торговых улицах Москвы – Тверской, Кузнецком мосту, Новом Арбате, Маросейке, Покровке, Петровке, Пятницкой, Мясницкой, Никольской, Столешниковом, Камергерском и Климентовском переулке, с 2012 по 2024 год снизилась с 17% до 9%, подсчитала консалтинговая компания IBC Real Estate. Количество арендуемых ими помещений уменьшилось на 37% – со 131 торгового блока до 82.

Заметнее всего исход иностранных брендов в когда-то самом популярном у них месте – Столешниковом переулке. Здесь за ними осталось только 14 торговых помещений из 26. На Никольской – 6 из 12, а на Петровке – 17 из 24.

При этом 17% из 82 магазинов, оставшихся в аренде у международных брендов, не работают – их арендаторы просто сохранили за собой помещения, отмечают в IBC Realty. В их числе в основном компании из сегмента люкс, например, Chanel, Gucci, Van Cleef & Aries, Tiffanny&Co, BVLGARI, Prada, Dior, HERMES, Louis Vuitton.

Насовсем магазины в центре российской столицы закрыли такие люксовые бренды как Vacheron Constantin, Panerai, Roger Dubuis, Cartier и крупнейшие международные бренды в сегменте спортивной и модной одежды – Adidas, New Balance, Nike, H&M и Zara, перечисляют эксперты компании. Правда, часть площадей Zara перешла другому иностранному арендатору, компании с арабскими корнями MAAG, основанной ближневосточным партнером Zara. А бывший флагманский магазин H&M на Тверской достался российской компании Gloria Jeans.

Есть и другие примеры «импортозамещения». На месте ушедшей из России американской сети пончиковых Krispy Kreme работают кафе Krunchy Dream с похожим ассортиментом ее бывшего франчайзи, ресторатора Аркадия Новикова.  А на месте Starbucks – заведения купившей ее российские активы Stars Coffee. Она создана структурами ресторатора Антона Пинского, исполнителя Тимати и сенатора от Кабардино-Балкарии Арсена Канокова.

Российские игроки заняли 72% освобожденных иностранными арендаторами площадей. За счет таких замен и общего оживления экономики свободных помещений на основных торговых улицах даже меньше, чем в 2019 году – тогда их было 9%, а сейчас – 8% от предлагаемых в аренду, показал мониторинг IBC. За последний год на Кузнецком мосту площади бывшего Adidas заняли Lamoda Sport, а бренда люксовых часов TAGHeuer – ювелирная сеть Sunlight.

Этим летом доля свободных площадей рекордно упала и в Московских торгцентрах: вместо докризисного показателя в 7-9% было свободно всего 6% площадей – и это с учетом помещений в центрах, готовящихся к открытию, подсчитывала NF Group. По ее данным, к лету в почти все площади, освободившиеся в столичных торгцентрах после массового ухода иностранных ритейлеров, были заняты. Если в 2022 году на максимуме пустовало 12% освобожденных ими площадей, то летом – всего 0,2%. Исследование компании Nikollers показало, что в ключевых ТЦ Москвы доля иностранных брендов по объему занимаемых площадей сократилась с 44,2% в конце 2021 г. до 28% в начале 2024 г. В течение двух лет их заполнили новые арендаторы.