Чиновники радуются восстановлению российского автомобильного рынка, но забывают уточнять, что он после ухода всех ведущих автомобильных брендов мира становится все более китайским.
За год в России стало вдвое больше дилеров китайских автомобилей – теперь их в стране работает 2000, подсчитал «Автостат» в ходе мониторинга дилерских сетей. Учитывая, что всего здесь около 3550 дилерских центров разных марок, получается, что уже 56% российской дилерской сети продает китайские автомобили. Осенью 2021 года, когда в России работали все крупные международные автопроизводители, у китайских марок было в России чуть более 500 официальных дилеров.
Последние два месяца на китайские машины приходится более 50% продаж новых легковых автомобилей и в штуках, и в деньгах, оценивал «Автостат». Их доля продолжает расти, и доля «китайцев» на российском авторынке превысит 50% по итогам всего года, считает руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая.
Дилеры признаются, что готовы стоять в очереди за право продавать китайские бренды, потому что других вариантов у них не осталось, а продолжать работать с автомобилями хочется. А россиянам хочется покупать машины. Несмотря на то, что средние цены новых иностранных автомобилей в России сейчас выше, чем едва ли не в любой другой стране мира, объемы нашего рынка в «штуках» продолжали уверенно расти, констатируют эксперты «Открытие Авто».
Резкий рост дилеров связан как с расширением давно работающих здесь сетей, так и с выходом новых марок. Открываются новые салоны Chery (у этого китайского автопроизводителя уже 205 дилеров – больше, чем у какой-либо другой марки в стране), Geely, OMODA, Changan, FAW, Haval, JAC. За год на рынок вышли девять новых брендов, в том числе активно рекламирующийся сейчас TANK, которые предлагают премиальные внедорожники по 2,6–5 млн руб.
Именно благодаря китайцам в России сократился дефицит новых автомобилей. В сентябре больше 86% новых иномарок приехало в Россию из Китая, сообщал «Автостат», возобновилась в этом году в стране и работа заводов по производству китайских автомобилей. По итогам года продажи новых автомобилей могут составить около 1,1 миллиона, прогнозирует «Открытие Авто».
В топ-10 самых продаваемых в России новых легковушек сейчас 7 китайских брендов. Кроме них — только отечественная Lada, корейская Kia и японская Toyota. Две последние еще держатся лишь благодаря старым запасам и альтернативному импорту, но сдают позиции; так, скорее всего, мы увидим в десятке самых продаваемых марок только одну не китайскую — Lada, считает гендиректор «Автостата» Сергей Удалов. Такой же прогноз у «Открытие Авто».
Китайцы же только разгоняются: если в первом полугодии в России продавалось 32 модели автомобилей от 14 китайских производителей, то к концу года будет уже 80 моделей легковых автомобилей от более чем 40 производителей, обещает Союз китайских предпринимателей, в который входят 250 автопроизводителей, рассказал его председатель Ли Фэн на конференции CarX. Если учесть все заявленные планы китайских автоконцернов, то в следующем году в России может появиться еще около 1000 дилерских центров с китайскими иномарками.