VPost-media
Редакция

Проблемы с доставкой товаров снова обострились

Логистические проблемы, вызванные экстренной переориентацией торговли с Европы на Азию, пока не решаются. Контейнеры с импортными товарами с трудом попадают в Россию и в половине случаев не могут вернуться обратно.

Не выйти из порта

Контейнерный импорт в сентябре третий месяц подряд превышал экспорт более чем в два раза, что усилило нехватку фитинговых платформ для вывоза контейнеров из портов, пишет Центробанк в очередном обзоре региональной экономики. По их оценкам, в портах скопилось на четверть больше импорта, чем можно вывезти.

А в это время в центральной России на ключевых транспортных узлах добравшиеся сюда контейнеры стоят километровыми стенами – потому что везти в них обратно на Восток нечего, основной экспорт – это сырье или продовольствие, объясняет руководитель экспедиторской компании. «В подмосковном Селятино под порожние контейнеры уже расчистили площадку чуть ли не до следующей станции, – а это, между прочим, 7 км, – говорит он, а около логистического центра «Восточный» на Носовихинском шоссе, куда поступают грузы с Дальнего Востока и Сибири, стена из контейнеров на вид достигла высоты 10-этажного дома».

В Китае контейнеров не хватает – поэтому сроки отправки всеми видами транспорта растут. В России же традиционно не хватает пропускной способности транспортной инфраструктуры. Ожидание разгрузки контейнеровозов на рейде дальневосточных портов к сентябрю по сравнению с январем-маем этого года увеличилось более чем в два раза, указано в обзоре ЦБ. Разгрузку можно ждать по 20 дней, говорят логисты. При этом стоимость доставки 40-футового контейнера из Шанхая до Москвы через Дальний Восток выросла, по данным Tradest, до $8000 против $7500 в августе, а срок доставки – около 1,5 месяцев вместо месяца.

Не довезти ни поездом…

Такая же ситуация и с железнодорожными перевозками. Доставка 40-футового контейнера из Шанхая в Москву обойдется, по данным Tradest, уже $9300 против $8300 в августе, а срок доставки составит уже около 1,5 месяцев вместо трех недель.

Только на пунктах пропуска на российско-китайской и китайско-монгольской границе и границе Китая с Казахстаном контейнеры в сентябре-октябре ждут погрузку на железнодорожные платформы российского стандарта не менее двух недель, говорят сотрудники трех логистических компаний. По их оценке, на каждой границе скопилось по несколько тысяч контейнеров. На этом проблемы не заканчиваются. Потом велик риск, что поезд с контейнерами просто бросят на запасных путях где-то в России из-за нехватки подвижного состава и локомотивных бригад, предупреждают собеседники VPost. У одного из них «до сих пор стоит в Сибири поезд, загруженный еще в начале сентября».

Отдельные предприятия в августе – сентябре отмечали значительное увеличение сроков отправки грузов по железной дороге в западные регионы страны и наличие ограничений на перевозку по некоторым маршрутам, подтверждает ЦБ в обзоре. РЖД в середине октября сообщило грузоотправителям, что сейчас по стране без движения стоят около 600 поездов, и только десятая часть из них на Дальнем Востоке, а половина – на Московской железной дороге, рассказывают сотрудники логистических компаний.

…ни автомобилем

В этих условиях предприятия продолжили переориентироваться с морской доставки грузов на автомобильную, отмечает ЦБ: в сентябре въездной грузопоток через автомобильные пункты пропуска Дальнего Востока достиг рекордного уровня, увеличившись на 16% к августу и в полтора раза — по сравнению с прошлым годом.

Результат предсказуемый: пропускной способности приграничной инфраструктуры тоже перестало хватать – как из-за сезонного всплеска деловой активности, начинающегося в августе, так и из-за особых условий.

В ожидании резкого повышения утилизационного сбора на иномарки с 1 октября импортеры постарались завезти как можно больше автомобилей. Ввоз иностранных легковых автомобилей в июле – августе вырос на 17% по сравнению с первым полугодием и импорт машин из отдельных стран Азии впервые превысил средний уровень прошлого года, констатирует ЦБ. Поставки автомобилей через сухопутную границу в Приморском крае в июле – августе достигли суммарного объема ввоза за первое полугодие, а с октября в Приморском крае в условиях высокой загруженности портовой инфраструктуры импортные автомобили стали оформлять через новый морской пункт пропуска, ориентированный ранее только на экспортные грузы, указывает он. (По старым ставкам утилизационного сбора можно было оформить автомобили, растаможенные в России до 15 октября; кроме того, граждане сохранили право платить льготный утильсбор за один автомобиль, ввезенный в течение года для личных нужд).

Ажиотаж на автомобильных пунктах пропуска тоже удлиняет сроки перевозки и повышает их стоимость, подтверждают логисты. По данным Tradest, перевозка контейнера из Шанхая в Москву на фуре в октябре обойдется в $12 400 против $11 200 в августе.

Все эти сложности привели к массовой задержке с поступлением контейнерных грузов. Поэтому контейнеры со школьной формой, поступившие вместо августа в конце сентября, уже особо никого не удивляют, признается менеджер одной из внешнеторговых компаний. К Новому году и сроки, и стоимость доставки вырастут, предупреждает он: и в итоге покупателям придется платить больше – это тоже уже традиция.